6.3.1 Гидравлический расчет СВМГТ выполняют с учетом ограничения режимов работы, указанных в СП 35.13330.2011. При этом необходимо учитывать, что причины переходных процессов от полунапорного к напорному режиму (так называемая "зарядка" трубы) весьма разнообразны и в ряде случаев не прогнозируемы, в связи с чем принимать напорный режим в качестве расчетного рекомендуется только при условии, что гарантированно прогнозируются "зарядка" трубы и отсутствие неблагоприятного переходного режима.
Ввиду отсутствия нормативных документов, однозначно определяющих безопасную работу СВМГТ в переходных режимах, в целях обеспечения необходимых требований безопасности ТР ТС 014/2011 при проектировании водопропускных сооружений с применением СВМГТ следует принимать, как правило, безнапорный режим работы. Проектирование водопропускных сооружений с применением СВМГТ на работу в полунапорном и напорном режимах допускают в отдельных конкретных случаях, при наличии расчетных методик, подтвержденных натурными экспериментами и гарантирующих обеспечение безопасной работы сооружения в этих режимах.
6.3.2 Возвышение высшей точки внутренней поверхности трубы в любом поперечном сечении над поверхностью воды при максимальном расходе расчетного паводка и безнапорном режиме работы должно быть в свету в круглых трубах высотой до 3 м не менее высоты трубы, свыше 3 м - не менее 0,75 м (СП 35.13330.2011).
6.3.3 Расчет труб на воздействие водного потока следует производить, как правило, по гидрографам и водомерным графикам расчетных паводков. При этом вероятности превышения расчетных и наибольших паводков следует принимать одинаковыми с вероятностями превышения максимальных расходов соответствующих паводков для дорог категории I - 1%; для дорог категории II, III и городских дорог - 2%; для дорог категории IV, V и внутренних хозяйственных дорог - 3%.
В районах с развитой сетью автомобильных дорог при технико-экономическом обосновании вероятность превышения допускается принимать 2% вместо 1%, 3% вместо 2%, 5% вместо 3%, а для труб на дорогах категорий II-с и III-с - 10%.
Примечание - Степень развития сети автомобильных дорог в районе строительства и народно-хозяйственное значение проектируемых сооружений устанавливают в техническом задании.
При отсутствии данных для построения гидрографов и водомерных графиков паводков, а также в других обоснованных случаях расчет сооружений на воздействие водного потока допускается производить по максимальным расходам и соответствующим им уровням расчетных паводков.
В расчетах следует учитывать опыт водопропускной работы близкорасположенных сооружений на том же водотоке, взаимное влияние водопропускных сооружений. При наличии вблизи водопропускных труб инженерных сооружений, зданий и сельскохозяйственных угодий необходимо проверить их безопасность от подтопления вследствие подпора воды перед сооружением (СП 35.13330.2011).
6.3.4 Кроме того, в расчетах следует принимать максимальные расходы паводков того происхождения, при которых для заданного значения вероятности превышения создаются наиболее неблагоприятные условия работы сооружения.
Построение гидрографов и водомерных графиков, определение максимальных расходов при разных паводках и соответствующих им уровнях воды рекомендуется производить согласно СП 33-101-2003.
6.3.5 Определение размеров отверстий труб, вида укрепления русел и откосов насыпи в районе водопропускного сооружения следует выполнять по средним скоростям течения воды, допустимым для грунта русла (на входе и выходе из сооружения), при этом необходимо соблюдать требования пункта 6.3.2.
Отверстия труб допускается назначать с учетом аккумуляции воды у сооружения. Уменьшение расхода воды в трубах вследствие аккумуляции возможно не более чем в три раза, если размеры отверстия назначают по ливневому стоку, в два раза - по снеговому стоку и если отсутствуют ледовые и другие явления, уменьшающие размеры отверстия. При этом независимо от вида расчетного стока для труб с учетом характера их работы в условиях аккумуляции должны выполняться указания пунктов 6.3.1, 6.3.2.
При наличии многолетнемерзлых грунтов аккумуляция воды у сооружений не допускается (СП 35.13330.2011).
6.3.6 Возвышение бровки земляного полотна на подходах к трубам над уровнями воды при паводках согласно пункту 6.3.3 (с учетом подпора и аккумуляции) следует принимать не менее 0,5 м, а для труб при напорном или полунапорном режиме работы - не менее 1 м. Кроме того, при назначении возвышения бровки земляного полотна на подходах к водопропускной трубе необходимо соблюдать требования по возвышению низа дорожной одежды над уровнем грунтовых и поверхностных вод согласно СП 34.13330.2012.