ОДМ 218.2.082-2017
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по проведению гидравлических расчетов малых ИССО на автомобильных дорогах
1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью "ГЕО-ПРОЕКТ" (ООО "ГЕО-ПРОЕКТ").
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 20.04.2017 N 746-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит методики гидравлических расчетов малых водопропускных сооружений на федеральных автомобильных дорогах общего пользования на стадии проектирования в рамках нового строительства, реконструкции и ремонта.
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011)
СП 34.13330.2021 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)
СП 35.13330.2011 Мосты и трубы (актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*)
СП 33-101-2003 Определение основных расчетных гидрологических характеристик
СП 131.13330.2020 Строительная климатология (актуализированная редакция СНиП 23-01-99*)
Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячным информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании данным методическим документом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:
3.1 малые водопропускные сооружения: Водопропускные трубы и малые мосты.
3.2 гидравлические расчеты: Комплекс расчетных действий с целью определения основных конструктивных и геометрических характеристик водопропускного сооружения.
3.3 отверстие трубы: Геометрический размер по внутренней поверхности трубы: для круглой - диаметр, для прямоугольной - расстояние между вертикальными стенками.
3.4 отверстие моста: Свободная ширина зеркала воды под мостом, измеренная по расчетному уровню высоких вод.
3.5 гидрологические расчеты: Раздел инженерной гидрологии, в задачи которого входит разработка методов, позволяющих рассчитать значения различных характеристик гидрологического режима.
3.6 гидрологические характеристики: Количественные оценки элементов гидрологического режима.
3.7 расчетный расход воды: Расход воды заданной вероятности превышения, принимаемый в качестве исходного значения для определения размеров проектируемых сооружений.
3.8 объем стока: Количество воды, протекающее через рассматриваемый створ водотока за какой-либо период времени.
3.9 подпор воды: Повышение уровня воды из-за наличия в русле препятствия для ее движения.
4.1 Настоящий методический документ рекомендуется применять при проектировании нового строительства, реконструкции и ремонте малых водопропускных сооружений на федеральных автомобильных дорогах общего пользования.
4.2 Результатом гидравлических расчетов малых водопропускных сооружений должен быть такой выбор водопропускного тракта, реализация которого обеспечивает выполнение требований ТР ТС 014/2011, включая требования СП 35.13330.2011.
4.3 Для водопропускных труб следует предусматривать безнапорный режим работы.
5.1 По конструкции и компоновке в земляном полотне малые ИССО делятся:
- на водопропускные трубы;
- малые мосты.
5.2 Водопропускные трубы являются наиболее распространенным типом малых водопропускных сооружений. Ниже представлена классификация водопропускных труб:
по условиям гидравлической работы:
- равнинные трубы.
- косогорные трубы;
характеру шероховатости внутренней поверхности:
- гладкие (бетонные, железобетонные, чугунные и т.п.),
- гофрированные (металлические, пластиковые и т.п.);
влиянию длины трубы на пропускную способность:
- "короткие" в гидравлическом отношении,
- "длинные" в гидравлическом отношении;
влиянию глубины воды в нижнем бьефе:
- незатопленные с нижнего бьефа,
- затопленные с нижнего бьефа;
режиму протекания потока в трубе:
- безнапорные,
- полунапорные,
- напорные.
6.1 Общие положения
В качестве исходных данных для гидравлических расчетов используются следующие данные, получаемые в процессе гидрологических изысканий:
- расчетный расход с вероятностью превышения 1%;
- объем стока;
- топографический план бассейна водосбора;
- продольный профиль автомобильной дороги;
- поперечные профили автомобильной дороги по линиям водоразделов рассматриваемого бассейна;
- информация о наличии существующих водопропускных сооружений на рассматриваемом водотоке;
- информация о расположенных в непосредственной близости существующих автомобильных дорогах и железнодорожных линиях.
6.2 Порядок расчета железобетонных труб
6.2.1 При отсутствии соответствующих данных о гидрологических изысканиях необходимо выполнить перерасчет расхода с учетом аккумуляции. Расчет выполняют следующим образом.
Расчетная зависимость расхода, поступающего в сооружение от подпора перед трубой , м, представлена зависимостью
, (1)
где - расход принятой вероятности превышения, м/с;
W - объем стока для гидрографа с наибольшим расходом, м;
- уклон лога перед сооружением, %;
- уклон склонов перед сооружением, %;
- коэффициент, зависящий от очертания пруда в плане, продольного и поперечного профилей по логу, определяется по таблице А.1 приложения А;
- подпор воды перед трубой, м.
Расчет аккумуляции выполняется графически в системе координат Q, , где шкала Q строится по оси абсцисс, а шкала - по оси ординат. При этом на оси ординат дается совмещенная с шкала H. Указанная зависимость строится по двум точкам в виде прямой линии: определяются координаты точек пересечения с осями координат при 0 и при 0.
Строится зависимость согласно характеристикам, указанным в типовом проекте.
Точка пересечения графиков функций даст значения расхода (на оси абсцисс) и соответствующего ему подпора (пример В.2 приложения В).