Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 9 августа 2011 г. N 349-ПП

1.1. Состояние и проблемы сферы создания и использования информационно-коммуникационных технологий


К началу реализации Государственной программы города Москвы "Информационный город" (далее также - Государственная программа) уровень развития инфраструктуры доступа к информационно-коммуникационным технологиям (далее также - ИКТ) в городе Москве позволял обеспечивать использование ряда преимуществ высоких технологий во многих сферах жизни города Москвы.

Проникновение технологий беспроводного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (далее - сеть Интернет) соответствовало уровню наиболее технологически развитых городов мира. Например, покрытие сетью 3D составляло 90% территории города Москвы (в Сингапуре и Гонконге 80% и 100%, соответственно), обеспечение беспроводным широкополосным доступом к сети Интернет составляло 60% (в Сингапуре и Гонконге 60-70%). С момента начала реализации Государственной программы обеспечена возможность бесплатного доступа к сети Интернет с использованием технологии WiFi, например, организовано более 6,4 тыс. точек доступа WiFi в образовательных организациях города Москвы, реализующих программы основного общего и (или) среднего общего образования (далее - образовательная организация). Проникновение мобильной связи уже в 2011 году составляло почти 200%, а к концу 2016 года превысило 220% с незначительным годовым приростом относительно 2015 года (это свидетельствует о насыщении и зрелости рынка сотовой подвижной связи, а также об использовании одним абонентом нескольких устройств).

Привлечение внебюджетных источников финансирования для развития информационно-коммуникационной среды в городе Москве, в том числе инвестиций операторов связи с целью формирования инфраструктуры для развития сетей подвижной радиотелефонной связи, позволило обеспечить уже к концу 2014 года покрытие территории города Москвы сетями связи 40 на уровне 98,6% в границах города Москвы до заключения Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 г. (далее - Соглашения) и 82% на территории населенных пунктов города Москвы, присоединенных с 1 июля 2012 года, в соответствии с Соглашением.

Показатели развития информационно-коммуникационной инфраструктуры демонстрируют устойчивую позитивную динамику. Например, общее число абонентов платного телевидения (IPTV (Internet Protocol Television - телевидение по протоколу интернета), платное кабельное и спутниковое телевидение) в городе Москве по состоянию на конец 2016 года составило 2,17 млн.

Проникновение проводного широкополосного доступа к сети Интернет в домохозяйствах в городе Москве к концу 2016 года составило 82,5%, а средняя стоимость широкополосного доступа к сети Интернет со скоростью от 50 до 100 Мбит/с только в течение 2016 года снизилась на 7,9% и составляет 575 рублей в месяц. Департаментом информационных технологий города Москвы в настоящее время организован регулярный мониторинг цен на товары и услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий в городе Москве в целях анализа изменения таких цен.

К началу реализации Государственной программы положительный вклад информационно-коммуникационных технологий в улучшение качества жизни в городе Москве оставался незначительным по сравнению с другими крупными городами мира. Это связано, прежде всего, с невысоким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий в те сферы жизни города Москвы, где значительную роль играет государство. Так, на момент начала реализации Государственной программы средняя скорость подключения органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы к корпоративной мультисервисной телекоммуникационной сети Правительства Москвы и сети Интернет составляла 12,68 Мбит/с. В ходе реализации Государственной программы к концу 2016 года средняя скорость подключения органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы к корпоративной мультисервисной телекоммуникационной сети Правительства Москвы и сети Интернет выросла до 34,04 Мбит/с.

За период реализации Государственной программы были осуществлены крупные поставки компьютерной техники в органы исполнительной власти города Москвы и государственные учреждения города Москвы. Это позволило увеличить число персональных компьютеров, используемых в учебных целях в государственных общеобразовательных организациях города Москвы, с 8,6 единиц в 2010 году до 20 единиц в 2016 году на 100 обучающихся.

Важным фактором, препятствовавшим совершенствованию информационно-коммуникационных технологий, стал недостаточный уровень развития у населения города Москвы (далее также - население) базовых навыков применения информационно-коммуникационных технологий, в том числе у государственных гражданских служащих города Москвы. В связи с этим была создана автоматизированная информационная система города Москвы "Система дистанционного обучения", посредством которой обеспечивается возможность дистанционного обучения граждан, в том числе государственных гражданских служащих в сфере информационно-коммуникационных технологий. За 2016 год к указанной автоматизированной информационной системе подключились 138 тыс. пользователей, 749 тыс. граждан прошли дистанционное обучение современным информационно-коммуникационным технологиям.

К началу реализации Государственной программы оставался нереализованным потенциал применения информационно-коммуникационных технологий в сферах транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, городского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, туризма и отдыха. В сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры обеспечено внедрение интеллектуальной транспортной системы, которая уже к концу 2013 года охватила 100% территории города Москвы (в границах города Москвы до заключения Соглашения).

В сфере здравоохранения в городе Москве с 2012 года формируется единое информационное пространство Департамента здравоохранения города Москвы и медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы. Основными элементами такого информационного пространства являются общегородские информационные сервисы автоматизированной информационной системы города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы" (далее - ЕМИАС), возможностями которой уже воспользовалось более 9 млн. жителей города Москвы.

Кроме того с 2013 года пациентам медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, предоставлена возможность записаться на прием к врачу дистанционно с использованием сети Интернет. К настоящему времени гражданам доступны следующие способы записи к врачу в электронной форме: через личный кабинет пользователя официального сайта Мэра и Правительства Москвы (mos.ru), Портал государственных услуг Российской Федерации (gosuslegi.ru), по телефону (многоканальные линии), через независимые Интернет-сайты и мобильные приложения ("ЕМИАС города Москвы", "Госуслуги Москвы"). Непосредственно в поликлинике предварительная запись в электронной форме осуществляется пациентами самостоятельно с использованием информационных киосков ЕМИАС, а также работниками таких организаций с использованием ЕМИАС.

В рамках реализации Государственной программы все педагогические работники государственных образовательных организаций города Москвы обеспечены персональными компьютерами, обучающиеся первых и вторых классов обеспечены компьютерной техникой в целях соблюдения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", почти 100 % компьютерных классов модернизировано. К концу 2016 года в 3568 зданиях государственных образовательных организаций города Москвы с использованием информационно-технологического ресурса электронной карты обеспечивается проход в такие образовательные организации, предоставляется питание льготным и иным категориям детей в указанных организациях.

Существенным препятствием повышению качества жизни в городе Москве за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий являлось отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с органами исполнительной власти города Москвы при предоставлении последними государственных услуг. Благодаря реализации Государственной программы с каждым годом растет число граждан, использующих механизм получения услуг в электронной форме. К концу 2016 года зарегистрировано более 5,8 млн. пользователей государственных услуг в городе Москве, которым доступно в электронной форме порядка 160 государственных услуг и электронных сервисов. Результатом планомерной работы является ежегодное увеличение количества обращений в электронной форме за получением государственных услуг и информационных сервисов: с 57 тыс. запросов в 2011 году и порядка 70 тыс. запросов в 2012 году до почти 200 млн. запросов только за 2016 год.

До начала реализации Государственной программы недостаточными темпами развивалась инфраструктура доступа населения города Москвы к официальным сайтам органов исполнительной власти города Москвы в сети Интернет и информационная составляющая указанных сайтов. Для получения гражданами и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, в большинстве случаев требовалось их личное обращение в органы исполнительной власти города Москвы, а также предоставление запросов (заявлений) на предоставление государственных услуг и иных документов на бумажном носителе, что приводило к большим затратам времени и создавало значительные неудобства для граждан и организаций. Для решения указанных проблем с момента начала реализации Государственной программы осуществлялась работа по повышению доступности информации о деятельности органов исполнительной власти города Москвы в сети Интернет, а также по актуализации такой информации на официальных сайтах органов исполнительной власти города Москвы в сети Интернет. Помимо этого продолжалась работа по созданию и развитию единой автоматизированной информационной системы города Москвы "Типовое решение портала органа исполнительной власти города Москвы" (далее - АИС "Типовой портал") для раскрытия информации об органах исполнительной власти города Москвы в сети Интернет. По состоянию на конец 2014 года все органы исполнительной власти города Москвы размещали соответствующую информацию в сети Интернет используя АИС "Типовой портал", обеспечивали постоянный контроль доступности и актуальности такой информации. В 2015 году был модернизирован официальный сайт Мэра и Правительства Москвы (www.mos.ru). В частности, были созданы новые разделы сайта, изменен его интерфейс, пользователям были предоставлены новые функциональные возможности по использованию сайта. По итогам 2016 года обеспечена синхронизация сведений о структуре и деятельности функциональных органов исполнительной власти города Москвы между типовыми порталами и официальным сайтом Мэра и Правительства Москвы с целью упрощения доступа к информации и повышения уровня информированности жителей о деятельности Мэра Москвы и Правительства Москвы. В 2016 году проведена основная часть работ по интеграции информационных ресурсов государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы" в состав официального сайта Мэра и Правительства Москвы, направленная на повышение удобства доступа к услугам, оказываемым в электронной форме, и информационным сервисам. В период 2017-2018 годов планируется провести интеграцию в состав Официального сайта Мэра и Правительства Москвы всех ключевых городских интернет-ресурсов.

Долгое время использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий в органах исполнительной власти города Москвы препятствовали разрозненность информационных систем и ресурсов города Москвы (далее также - городские ИСИР), локальная автоматизация деятельности, дублирование функций, реализуемых некоторыми информационными системами, несовместимость данных, содержащихся в различных информационных системах, отсутствие полной и достоверной информации об используемой информационно-коммуникационной инфраструктуре. Предусмотренный в рамках Государственной программы системный подход к ее реализации определяет порядок разработки и внедрения новой модели управления городским хозяйством в городе Москве. Данный подход позволяет согласовать между собой процессы управления отдельными сферами городского хозяйства, а также обеспечить интеграцию указанной модели управления городским хозяйством с единой архитектурой информационных систем и ресурсов города Москвы.

На сегодняшний день одним из актуальных вопросов остается обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных, обрабатываемых органами исполнительной власти города Москвы в рамках реализации своих полномочий, для решения которого предусмотрены соответствующие мероприятия в рамках реализации Государственной программы.

Проблемы, препятствующие росту эффективности использования информационно-коммуникационных технологий для повышения качества жизни в городе Москве, развития экономической, социальной, культурной и духовной сфер жизни города Москвы, совершенствования системы государственного управления, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов исполнительной власти города Москвы. Их устранение требует дальнейшего скоординированного проведения организационных мероприятий и обеспечения согласованности действий всех органов исполнительной власти города Москвы в рамках реализации Государственной программы.