Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП

Экономические перспективы города Москвы в формировании инновационной экономики


Городу Москве необходимо удовлетворить потребности в профессиональных кадрах, способных творчески мыслить и находить нестандартные решения. Недаром среди навыков XXI века, представленных весной 2015 года рабочей группой Давосского экономического форума, помимо базовых (чтение, письмо, математическая, естественнонаучная, информационно-технологическая и финансовая грамотности) названы критическое мышление, креативность, коммуникабельность и умение работать в команде, настойчивость и способность к адаптации, любознательность, инициативность, лидерские качества, социально-культурная грамотность (конструктивное и социально, этически, культурно приемлемое взаимодействие с другими людьми).

Эти качества, воспитанные в учащихся, обеспечат им быструю адаптацию в любой сфере, включая такие важные для города Москвы как развитие инновационных секторов экономики, малого и среднего бизнеса, городской инфраструктуры в соответствии с передовыми международными стандартами, а также опережающее развитие образования, медицины, спорта, культуры, творческих индустрии, туризма, коммуникации и других секторов "сервисной экономики" как для повышения качества жизни населения города Москвы, так и для формирования новой доходной базы бюджета города Москвы в 10-20-летней перспективе.

Инновационная экономика также требует от индивидуума постоянного приобретения новых знаний и совершенствования навыков через систему непрерывного образования.

Чтобы стать ресурсом экономического развития города Москвы, система высшего образования должна существенно увеличить внебюджетные доходы (в том числе через экспорт интеллектуальных услуг), укрепить связь с рынком труда, сориентировать студентов и работников на реализацию проектов, направленных на решение проблем развития города Москвы.

Система профессионального образования может существенно увеличить непосредственное производство знаний и технологий при условии более тесного взаимодействия с работодателями, обеспечения прикладного характера образования, отвечающего их потребностям.

Новые подходы к развитию системы образования города Москвы, финансово-экономическая самостоятельность образовательных организаций, сложности управления крупными образовательными комплексами со штатным персоналом в несколько сотен и контингентом в несколько тысяч человек предъявляют новые требования к менеджменту в сфере образования. В этой связи необходимо будет создание системы подготовки управленческих команд из профессионалов в области экономики, финансов, юриспруденции или выпускников соответствующих вузов путем их профессиональной переподготовки в сфере педагогики и менеджмента образования.

Развитие города Москвы как международного финансового центра предъявляет следующие требования к образовательной системе: доступность информации об образовательных услугах на иностранных языках, возможность изучения русского языка как иностранного, наличие сертифицированных по международным стандартам государственных образовательных организаций с преподаванием предметов на иностранных языках, возможность получения дополнительного профессионального образования, наличие вузов с мировым признанием, реализация эффективных программ изучения иностранных языков детьми, молодежью и взрослым населением города Москвы.

Расширение спектра качественного профильного обучения для мотивированных на продолжение обучения в вузах учащихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, должно обеспечиваться за счет тиражирования практики реализации совместного пилотного проекта Правительства Москвы и федеральных вузов по открытию в структуре вузов профильных классов (предуниверсарии), в которых учащиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования, кроме изучения профильных и непрофильных предметов, входящих в образовательную программу образовательной организации, будут изучать специальные курсы и дисциплины, соответствующие профилю и направлению вуза, заниматься практическими работами в специальных лабораториях вуза, выполнять под руководством педагогических работников вуза учебно-исследовательские проекты, участвовать в научных студенческих объединениях. В стартовом 2013-2014 учебном году в проекте участвовали 4 вуза. В 2016-2017 учебном году их число увеличилось до 11.

Развитие высоких технологий диктует необходимость обновления инженерно-технических кадров в городе Москве. Следствием этого должен стать пересмотр образовательных программ и качественно новый подход к методикам преподавания математики и информатики в системе образования города Москвы.

Важным направлением является развитие предпрофессионального образования. Проекты по созданию в московских школах совместно с профильными вузами, ведомствами и и предприятиями инженерных, медицинских, научно-технологических, кадетских классов являются действенными инструментами решения данной задачи.

На создание образовательной среды, помогающей уже сегодня осуществлять обучение в технологиях будущего, направлен глобальный проект углубленной информатизации столичного образования. С учетом стремительного изменения, появления и внедрения новых информационных технологий проект предусматривает полное переоснащение в течение трех лет компьютерного и учебного оборудования в школах города Москвы, а также создание современной электронной образовательной среды столичного образования.

Перспективы развития города Москвы как многокультурного города с неизбежно высокими социальными и информационными рисками требуют от системы образования новых подходов к социализации и процессу формирования идентичности все более культурно развитого подрастающего поколения.

Стремительные и фундаментальные изменения социально-политической и экономической системы обусловили кризис культурной, гражданской и личностной идентичности. Прямым его следствием является рост социальной дезадаптации, оторванности и обособленности от общества, девиантного и антиобщественного поведения, межэтнической напряженности, высокая степень конфликтности и агрессии, социального инфантилизма и зависимостей как у взрослых, так и у подрастающего поколения.

Задачей образования становится формирование способностей к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию, формирование межкультурной коммуникативной компетентности и толерантности.

Усилиями государственных образовательных организаций в партнерстве с органами власти и общественными организациями должна быть выстроена комплексная система психолого-педагогической, правовой и реабилитационной поддержки и кризисной помощи детям групп социального риска.

В результате реализации Государственной программы должен измениться образ молодого москвича. Это человек, не только обладающий необходимым для человека XXI века набором знаний, умений и навыков, позволяющим ему быть успешным в жизни и профессии, независимо от социального статуса и отрасли приложения сил, постоянно совершенствоваться в течение своей жизни, получая новые компетенции, но и соответствующий традиционному для России культурному коду. Грамотное владение русским языком, умение выражать и отстаивать в диалоге свою точку зрения, знание памятников, составляющих основу отечественной и зарубежной литературы, уважение к российской истории, бережное отношение к городу Москве, как родному городу, твердая гражданская позиция, - далеко не полный перечень черт, характеризующих выпускника системы образования города Москвы.

Инструментами для достижения поставленной цели должны стать серьезная гуманитаризация образования, максимально возможное использование потенциала социокультурной среды города Москвы в образовательном процессе на всех уровнях образования, поддержка просветительских проектов в области культуры, литературы, истории, усиление воспитательной работы на всех уровнях образования.

Особое место должны занять программы, в том числе с участием представителей органов исполнительной власти города Москвы, по разъяснению правил управления мегаполисом, особенностей работы Правительства Москвы и его структурных органов, механизмам принятия решений и контролю их исполнения. Такие программы адресуются как молодым москвичам, так и москвичам более старших поколений. Выпускник системы образования должен быть ответственным гражданином, активным пользователем городских интернет-порталов (например, Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы mos.ru, "Наш город" gorod.mos.ru и другие), участником проекта "Активный гражданин".

Значительный потенциал для формирования образа молодого москвича имеется и в системе дополнительного образования. В деятельность по дополнительному образованию детей и молодежи все больше включаются образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, образовательные программы профессионального и высшего образования, городские и федеральные учреждения культуры, спорта, социальной защиты. Новым этапом развития дополнительного образования должна стать интеграция дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения, позволяющая учащимся школ параллельно с освоением общеобразовательной программы осваивать ту или иную профессию.

Учащиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования, все активнее включаются в работу просветительско-образовательного проекта "Университетские субботы". Его следует рассматривать как новую форму интеллектуального досуга для всей семьи. Проект московских колледжей "Профессиональная среда" демонстрирует учащимся, осваивающим образовательные программы среднего общего образования, потенциал профессионального образования. Проект "Суббота активиста" адресован лидерам ученического самоуправления. Проект "Суббота мужества" знакомит учащихся с военными профессиями и специальностями, современной военной техникой и вооружением. В 2016 году появились два новых проекта - "Инженерные субботы" и "Космические субботы", направленные на популяризацию технического творчества и профессий инженерно-технической направленности. Большое внимание уделяется созданию инфраструктуры технологической поддержки образования, важным направлением которого стало открытие центров технологической поддержки образования в федеральных вузах столицы с целью развития научно-технического творчества молодежи, организации и популяризации среди московских учащихся инженерного и технологического образования, адаптированного к современному уровню развития науки и техники.

В городе Москве в высокой степени развита индустрия досуга детей и молодежи. Усиление образовательного и социализирующего потенциала этой сферы является актуальной задачей системы образования.

В целом система образования города Москвы может и должна стать средством воспроизводства культуры города Москвы, консолидации сообщества города Москвы, повышения социальной удовлетворенности населения.

Укрепление роли города Москвы как культурной и образовательной столицы Российской Федерации требует занятия лидирующих позиций в процессах модернизации российского образования через разработку и распространение новых образовательных технологий, создание площадок обмена передовыми практиками образования.

Таким образом, перспективы развития города Москвы ставят перед системой образования города Москвы следующие задачи:

- обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями рынка труда;

- формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для жизни и будущей профессии;

- формирование управленческих команд крупных образовательных организаций;

- реализация программ образовательной и культурной интеграции мигрантов;