Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП

Анализ состояния рынка образования (включая платное) и спроса на образовательные услуги


Конкурентный рынок образования должен обеспечивать выбор для обучающихся и их семей (с учетом высокой дифференциации их образовательных потребностей) и качество образовательных программ (соответствие формируемых компетенций федеральным государственным образовательным стандартам и перспективным потребностям общества и экономики). Город Москва имеет в настоящее время самый развитый в Российской Федерации образовательный рынок. При этом предложение образовательных услуг частного сектора растет медленно. В настоящее время в сфере общего образования более 96% всех услуг оказывается государственным сектором. Однако определенное развитие получил сектор частного дошкольного образования, представленный гувернерскими услугами, детскими игровыми комнатами в торговых центрах, детскими клубами.

Надежные данные об услугах дополнительного образования в частном секторе отсутствуют. При этом, по результатам социологических исследований, не менее 30% обучающихся общеобразовательных организаций посещают частные художественные, музыкальные и иные подобные организации дополнительного образования, примерно столько же посещают спортивные секции, занимаются фитнесом, почти каждый пятый обучающийся общеобразовательной организации посещает курсы изучения иностранных языков. Около половины учащихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, занимаются на платных курсах или с репетиторами, что говорит о значительных масштабах этого рынка услуг.

Высокая стоимость услуг в частных организациях говорит о пока еще невысокой конкуренции и слабой удовлетворенности спроса на эти услуги. В частности, как показывают социологические опросы, иностранные специалисты, работающие в городе Москве, считают недостаточным выбор и доступность услуг частных образовательных организаций.

Частные общеобразовательные организации города Москвы, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, получают бюджетное финансирование на уровне нормативов, установленных для государственных общеобразовательных организаций города Москвы, с 1 июля 2012 г. частные организации, оказывающие услуги в сфере дошкольного образования, также получили возможность бюджетного финансирования.

Ограниченное использование производственного и инновационного потенциала государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы для предоставления дополнительного профессионального образования, имевшее место в начале программного периода, осталось в прошлом. Значительным шагом к совершенствованию работы со взрослыми стало создание в столичном регионе сети центров прикладных квалификаций на базе государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы, где на взаимовыгодных условиях происходит синхронизация интересов образования и сферы труда. Однако еще существуют значительные резервы государственно-частного партнерства колледжей и организаций города Москвы в сфере производственной деятельности.

В городе Москве сосредоточено 120 частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам. В государственных вузах обучаются 53% студентов. В последнее время наметилась тенденция к увеличению доли поступающих в вузы для обучения по техническим специальностям. Выпускники государственных образовательных организаций высшего образования инженерного и технологического профиля постепенно перестают испытывать сложности с трудоустройством по специальности, направлению подготовки в организациях города Москвы. В этой связи постепенно снижается доля платных образовательных услуг по реализации образовательных программ по экономико-управленческой и гуманитарной группам направлений, длительное время предлагавшихся значительной частью технических вузов.

Сравнение с ведущими мегаполисами показывает, что город Москва имеет существенные резервы развития информационной инфраструктуры рынка образовательных услуг, обеспечивающей его прозрачность для потребителей (как для абитуриентов и их семей, так и работодателей города Москвы).