Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП

Качество столичного образования


По ряду показателей город Москва находится среди лидеров российского образования: по доле выпускников, набравших более 220 баллов по трем предметам в рамках Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), количеству победителей олимпиад, наличию общеобразовательных организаций с высокой репутацией, количеству общеобразовательных организаций, входящих в рейтинг 500 лучших российских общеобразовательных организаций. В городе Москве расположены ведущие высшие учебные заведения Российской Федерации (в том числе больше трети национальных исследовательских вузов). Как пример эффективной системы объективной оценки качества образования может рассматриваться ежегодно составляемый с 2011 года рейтинг школ по вкладу в массовое качественное образование московских школьников.

Система образования города Москвы начала масштабное обеспечение возможности индивидуализации через профильное обучение. Сформированные крупные образовательные комплексы больших возможностей являются основой для реализации максимально возможного количества профилей обучения. Если в 2010 году многопрофильных общеобразовательных организаций насчитывалось не более 1,7%, то к 2016-2017 учебному году свыше 96% таких организаций в общем количестве общеобразовательных организаций реализовывали три и более профиля образования. Такие структурные преобразования привели к увеличению в 2016 году более чем в два раза в сравнении с 2010 годом количества призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады, которое составило - 699 человек, из них 145 человек победители олимпиады.

В системе среднего профессионального образования обеспечивается достаточно высокий уровень подготовки выпускников. Большая часть выпускников трудоустраивается по специальности, 37% выпускников поступают в государственные образовательные организации высшего образования. В 2016 году 88% выпускников освоили образовательные программы среднего профессионального образования, сертифицированные (то есть подтверждающие соответствие данных программ квалификационным требованиям к специалистам, устанавливаемым работодателями), с участием объединений работодателей. Всего же в колледжах города Москвы реализуются 123 основные профессиональные и 29 дополнительных программ, сертифицированных работодателями. Реализуются и другие механизмы укрепления кооперации государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы с работодателями, в том числе через создание учебно-производственных объединений по отраслевым принципам.

Рост показателя объемов внебюджетных средств в системе среднего профессионального образования с 1% в 2010 году до более чем 65% в 2016 году свидетельствует об укреплении связи с рынком труда и увеличении инвестиционной привлекательности. Вместе с тем у системы есть значительный потенциал для роста данного показателя.

Несмотря на наличие в городе Москве государственных образовательных организаций высшего образования, получивших мировую известность и имеющих высокие показатели качества подготовки студентов, в городе Москве ощущается переизбыток специалистов, получивших высшее образование, но обладающих недостаточно высокой квалификацией для успешного трудоустройства по специальности (особенно по таким специальностям, как "юрист", "экономист", "менеджер", а также по ряду технологических специальностей). Наряду с этим больше трети московских организаций заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15-20% - квалифицированных экономистов и юристов. О проблемах с качеством высшего образования в городе Москве свидетельствуют и невысокие средние показатели участия педагогических работников и студентов в научной и инновационной деятельности.

Вместе с тем, если в начале программного периода констатировалось практически полное отсутствие в портфеле большинства государственных образовательных организаций высшего образования города Москвы серьезных исследований и разработок по заказу и в интересах города Москвы, то следует отметить, что в 2016 году более 60 вузов, расположенных на территории города Москвы, реализовывали программы по заказу Департамента образования города Москвы.

Беспокойство вызывают проблемы со здоровьем обучающихся. Исследования выявляют тенденцию к росту заболеваемости на 2-4% в год и показывают, что образование может выступить как фактором ухудшения здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания, так и инструментом формирования ресурса здоровья обучающихся. Для этого необходимы индивидуализация образовательного процесса, реализация программ формирования здорового образа жизни обучающихся, занятия физической культурой и спортом.

Сегодня в образовательной практике государственных дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций города Москвы используются разнообразные здоровьесберегающие педагогические технологии. Вместе с тем до настоящего времени в деятельности государственных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья отсутствуют единые стандарты качества, включающие в себя регламенты взаимодействия ведомств и конкретных специалистов, отсутствует единая система мониторинга и единая база данных о состоянии здоровья обучающихся. В системе общего и профессионального образования актуальной является задача формирования здорового стиля поведения, профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков.