Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

     5.2.2 Планировка подходов к кольцевому пересечению

5.2.2.1 Основной задачей проектирования подходов к кольцевому пересечению является подготовка водителей к въезду и движению по кольцевой проезжей части.

Планировка пересечения должна принуждать водителей:

- снизить скорость движения перед въездом на кольцевую проезжую часть;

- обеспечить въезд на кольцо и выезд с него на скоростях и по траекториям, учитывающим планировку центральной части кольцевого пересечения, движение потоков автомобилей всех примыкающих направлений и других участников движения (пешеходов и велосипедистов).

При проектировании подходов выделяют участок, на котором происходит снижение скорости движения и участок, непосредственно примыкающий к кольцевой проезжей части, особенности планировки которого представлены в п.5.2.3 "Методических рекомендаций".

5.2.2.2 При проектировании подходов учитывают их размещение относительно центра пересечения, взаимное расположение и скорости движения на пересекающихся дорогах. Если скорости движения 85% обеспеченности превышают 80 км/час за счет планировочных мероприятий необходимо принуждать водителей снизить скорость до расчетной скорости въезда на кольцо. Скорости движения 85% обеспеченности определяют на основании Приложения 2 [8].

5.2.2.3 При размещении подходов к пересечению относительно центра пересечения возможны 3 варианта положения оси подхода к кольцевой проезжей части по отношению к центральному островку (рисунок 5.8): ось пересекает центр островка, расположена слева или справа от центра островка. Наилучшие условия проезда кольцевых пересечений соответствуют прохождению оси подхода через центр кольцевого пересечения. Преимущества и недостатки положения оси подхода к кольцевой проезжей части относительно центрального островка представлены в таблице 5.8.


Рисунок 5.8 - Схемы расположения оси участка подхода к кольцевой проезжей части относительно центрального островка



Таблица 5.8 - Преимущества и недостатки различных вариантов положения оси подхода относительно центрального островка

Положение оси относительно центрального островка

Преимущества

Недостатки

1

2

3

Ось подхода пересекает центр островка (рисунок 5.8, а)

Более определенные (локализованные) условия въезда на кольцо

При увеличении радиуса на выходе с кольцевой проезжей части, возможно движение с повышенной скоростью в зоне пешеходного перехода на участке выезда

Пониженные скорости выезда с кольцевой проезжей части

Для обеспечения необходимой скорости движения по кольцевой проезжей части необходимо увеличение размеров центрального островка

Минимальная перепланировка подходов к пересечению

Ось примыкания слева от центра островка (рисунок 5.8, б)

Удобно для проезда крупногабаритных грузовых автомобилей и автобусов при небольших радиусах центрального островка, что позволяет при увеличении радиуса въезда сохранить скорость и изменение траектории движения. Более простые условия въезда на кольцо по правой полосе

Усложняются условия въезда на кольцо по левой полосе многополосных кольцевых пересечений

Ось примыкания справа от центра островка (рисунок 5.8, в)

Улучшается обзорность (условия видимости)

Возможны въезд на кольцо и движение в пределах кольцевой проезжей части с повышенными скоростями, особенно, при небольших центральных островках

Может использоваться при больших радиусах центрального островка

Уменьшают радиус выезда с кольца

5.2.2.4 Участки походов к кольцевым пересечениям рекомендуется располагать на правоповоротных кривых в плане (рисунок 5.9, а), размещать на S-обратных кривых (рисунок 5.9, б), устраивать на подходах островки полуовальной формы (рисунок 5.9, в), последнее решение целесообразно при широкой проезжей части участка въезда.


Рисунок 5.9 - Схемы планировки подходов к кольцевым пересечениям, улучшающие условия движения в зоне кольцевых пересечений


Если участки подходов расположены в плане на прямых (рисунок 5.10, а), на участках кривых больших радиусов (рисунок 5.10, б, в), водители могут въезжать на кольцевую проезжую часть с высокими скоростями. Поэтому подобные планировочные решения применять не рекомендуется.


Рисунок 5.10 - Схемы планировки участков подходов к кольцевым пересечениям, не обеспечивающие безопасные условия въезда на кольцевую проезжую часть


При разработке планировочного решения следует учитывать взаимное расположение подходов к кольцу. При малых углах между подходами трудно оптимизировать геометрические элементы участков въезда и выезда. При больших углах между подходами, что встречается в случае Т-образных и У-образных примыканий, возможны въезд и движение по кольцевой проезжей части с повышенными скоростями.

Величина угла между осями примыкающих подходов должна быть равной или близкой к 90°. В этом случае обеспечивается достаточное снижение скоростей движения транспортных потоков всех примыкающих направлений. При больших углах между примыкающими направлениями возможно движение по кольцевой проезжей части с повышенными скоростями, особенно для автомобилей поворачивающих направо.

При проектировании кольцевых пересечений для 3-х направлений (Т-образные и У-образные примыкания, рисунок 5.11), когда, при больших углах между примыкающими направлениями, возможны въезд и движение по кольцевой проезжей части с повышенными скоростями, снижение скоростей движения на всех примыкающих направлениях можно обеспечить за счет увеличения радиуса центрального островка или за счет перепланировки подходов, при которой угол между участками подходов должен составлять около 120°.


Рисунок 5.11 - Траектории движения в пределах кольцевой проезжей части, обеспечивающие движение с пониженными скоростями (а) и допускающие возможность движения с высокой скоростью (б)