Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

     4.5 Область применимости кольцевых пересечений

4.5.1 Кольцевые пересечения рекомендуется устраивать при условиях, приведенных в таблице 4.4. При определенных местных условиях, (таблица 4.5) устройство кольцевых пересечений считается нецелесообразным.

Таблица 4.4 - Условия применения кольцевых пересечений

Условия работы пересечения или его местоположение

Эффективность устройства

1

2

При выявлении концентрации ДТП на нерегулируемые пересечения двухполосных дорог

Повышение безопасности движения за счет снижения количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий

На существующих регулируемых и нерегулируемых пересечениях с большими задержками автомобилей

Снижение транспортных потерь, повышение пропускной способности

В случае без приоритетного движения автомобилей по пересекающимся дорогам

Снижение транспортных потерь

Пересечение более двух дорог

Улучшение организации движения, повышение безопасности движения и пропускной способности

При высокой стоимости альтернативных решений

Снижение стоимости строительства

При необходимости учета архитектурно-планировочных требований

Повышение архитектурно-планировочных качеств придорожной полосы за счет назначения размеров элементов планировки, включения малых архитектурных форм и озеленения

Расположение на участках вынужденного изменения скоростей, в том числе, на участках сопряжения автомобильных дорог разных категорий или на участках перехода автомобильной дороги в улицу или дорогу населенного пункта

Повышение безопасности движения за счет регулируемого изменения режима движения автомобилей

В качестве элементов транспортных развязок неполного типа

Повышение пропускной способности транспортных пересечений в разных уровнях за счет обеспечения непрерывности движения

На участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты

Повышение безопасности движения, за счет уменьшения количества и тяжести наездов на пешеходов

Для "успокоения" движения на пересечениях загородных автомобильных дорог, на участках с высокими скоростями движения

Повышение безопасности движения на пересечениях

Для организации разворотов

Исключение конфликтных зон пересечения транспортных потоков

В непосредственной близости от медицинских и образовательных учреждений

Снижение транспортного шума (до 4 дБА), снижение скоростей движения

Пересечения со сложной конфигурацией участков подходов (Т-образные пересечения и Y-пересечения, пересечения дорог под острыми углами)

Повышение безопасности движения и пропускной способности в сложных условиях организации движения

Пересечения с высокой интенсивностью левоповоротного движения

Повышение пропускной способности и безопасности движения

На пересечениях, где в перспективе предполагается добавлять примыкающие дороги

Возможность развития пересечения

Недостаточно места для размещения зон накопления левоповоротных потоков на регулируемых и нерегулируемых пересечениях канализированного типа

Повышение эффективности землепользования

Взамен двух близко расположенных пересечений обычного типа

Улучшение организации движения

Отсутствие данных о перспективной интенсивности движения и интенсивности поворачивающих потоков

Возможность организации движения при отсутствии надежных данных об интенсивности движения

В качестве первого этапа планировочного решения при строительстве транспортных развязок

Повышение эффективности капитальных вложений в дорожное строительство

     

Таблица 4.5 - Условия, ограничивающие применение кольцевых пересечений

Условия работы пересечения или его местоположение

Возможные недостатки устройства кольцевых пересечений

1

2

На участках дорог в пересеченной местности, при невозможности обеспечить на кольцевом пересечении требуемые продольные уклоны

Увеличение задержек и снижение пропускной способности

На участках дорог с продольными уклонами свыше 4%

Снижается пропускная способность

При координированном светофорном регулировании

Кольцевое пересечение может нарушить скоординированную систему управления движением

При большой разнице в интенсивностях движения пересекающихся дорог

Из-за приоритета движения по кольцу возможны существенные задержки на примыкающих дорогах с высокой интенсивностью движения

При высокой интенсивности пешеходного движения и велосипедистов, наличия в составе пешеходов маломобильных групп населения

Увеличение пути перемещения участников движения

Интенсивное движение крупногабаритных автомобилей и автобусов, свыше 25%

Увеличение ширины кольцевой проезжей части, радиусов въездов и центрального островка создает условия опасного движения легковых автомобилей с высокими скоростями

В начале или конце затяжных подъемов

Возможны высокие скорости движения, отсутствует достаточная видимость

На участках дорог с ограничениями расстояний видимости застройкой или рельефом

Сложно или невозможно обеспечить достаточную видимость

На участках дорог с радиусами выпуклых вертикальных кривых менее 5000 м

На участках выемок

Существенные дополнительные объемы работ, сложность обеспечения требуемого расстояния видимости и отвода воды

На участках дорог с реверсивным движением

Невозможно организовать реверсивное движение

В зоне железнодорожных переездов

Ожидающие переезд автомобили могут спровоцировать затор на кольцевом пересечении

Недостаточно места для размещения центрального островка и кольцевой проезжей части

По сравнению с регулируемыми пересечениями центральная часть кольцевых пересечений занимает больше места

4.5.2 Учет перечисленных в таблицах 4.3 и 4.4 факторов позволяет произвести выбор типа пересечения на основе конкретных местных условий. При этом основным критерием остается суммарная интенсивность движения на подходах к кольцевому пересечению, таблица 4.6.

4.5.3 Мини-кольцевые пересечения рекомендуется устраивать:

- при реконструкции пересечений существующих автомобильных дорогах* III-IV категорий и отсутствии территории для устройства однополосных или многополосных кольцевых пересечений, когда суммарная интенсивность составляет до 20000 приведенных авт./сутки и если интенсивность движения наименее загруженного направления превышает 500 авт./сутки или 10% от суммарной интенсивности движения;

___________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     


- при реконструкции пересечений на участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты.


Таблица 4.6 - Выбор типа кольцевого пересечения в зависимости от интенсивности движения

Тип кольцевого пересечения

Условия проектирования и эксплуатации

Диаметр кольцевого пересечения, м

Количество полос движения кольцевой проезжей части

Ориентировочная суммарная интенсивность движения на пересекающихся дорогах, прив. авт./сут

1

2

3

4

5

Кольцевые пересечения с малым диаметром

стесненные

24-30

1 (2)

20000-25000

Кольцевые пересечения со средним диаметром

стесненные

30-40

1

20000-35000

свободные

35-50

2

35000-40000

Кольцевые пересечения большого диаметра

стесненные

40-55

2

25000-55000

свободные

50-60

3

55000-70000

Мини-кольцевые пересечения

стесненные

12-24

1

до 15000-20000

Кольцевые
пересечения
неполных
транспортных
развязок

-

12-60

1-2

20000-50000

Примечания

1. Стесненные условия - условия, обусловленные ограничениями использования придорожной территории: ценные земли, сложный рельеф, плотная застройка, расположенная на участках автомобильных дорог, проходящих через средние и малые населенные пункты (таблица 1 СП 42.13330.2011 [4]).

2. Свободные условия - отсутствие ограничений использования придорожной территории, не сложный рельеф.

3. Приведенные в таблице интервалы интенсивностей движения связаны с соотношением интенсивностей поворачивающих и транзитных потоков автомобилей.

4.5.3.1 Мини-кольцевые пересечения являются одним из наиболее эффективных мероприятий по "успокоению" движения, в связи с этим рекомендуется их устройство при реконструкции пересечений в населенных пунктах на второстепенных (местных) улицах и дорогах с малой интенсивностью движения.

4.5.3.2 Мини-кольцевые пресечения не рекомендуется устраивать:

- при интенсивности движения грузовых автомобилей, автопоездов и автобусов свыше 200 авт./сутки;

- при скоростях движения на участках подхода к пересечению 85% обеспеченности свыше 50-60 км/час. В этом случае при устройстве кольцевых пересечений необходимо проведение дополнительных мероприятия по снижению скоростей движения до 50-60 км/час.

4.5.4 При проектировании автомобильных дорог предварительный выбор типа кольцевых пересечений в зависимости от категории (ГОСТ Р 52398-2005 и ГОСТ Р 52399-2005) пересекающихся дорог рекомендуется осуществлять на основании таблицы 4.7.

Таблица 4.7 - Рекомендуемый тип кольцевых пересечений в зависимости от категории дороги