4.5.1 Кольцевые пересечения рекомендуется устраивать при условиях, приведенных в таблице 4.4. При определенных местных условиях, (таблица 4.5) устройство кольцевых пересечений считается нецелесообразным.
Таблица 4.4 - Условия применения кольцевых пересечений
Условия работы пересечения или его местоположение | Эффективность устройства |
1 | 2 |
При выявлении концентрации ДТП на нерегулируемые пересечения двухполосных дорог | Повышение безопасности движения за счет снижения количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий |
На существующих регулируемых и нерегулируемых пересечениях с большими задержками автомобилей | Снижение транспортных потерь, повышение пропускной способности |
В случае без приоритетного движения автомобилей по пересекающимся дорогам | Снижение транспортных потерь |
Пересечение более двух дорог | Улучшение организации движения, повышение безопасности движения и пропускной способности |
При высокой стоимости альтернативных решений | Снижение стоимости строительства |
При необходимости учета архитектурно-планировочных требований | Повышение архитектурно-планировочных качеств придорожной полосы за счет назначения размеров элементов планировки, включения малых архитектурных форм и озеленения |
Расположение на участках вынужденного изменения скоростей, в том числе, на участках сопряжения автомобильных дорог разных категорий или на участках перехода автомобильной дороги в улицу или дорогу населенного пункта | Повышение безопасности движения за счет регулируемого изменения режима движения автомобилей |
В качестве элементов транспортных развязок неполного типа | Повышение пропускной способности транспортных пересечений в разных уровнях за счет обеспечения непрерывности движения |
На участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты | Повышение безопасности движения, за счет уменьшения количества и тяжести наездов на пешеходов |
Для "успокоения" движения на пересечениях загородных автомобильных дорог, на участках с высокими скоростями движения | Повышение безопасности движения на пересечениях |
Для организации разворотов | Исключение конфликтных зон пересечения транспортных потоков |
В непосредственной близости от медицинских и образовательных учреждений | Снижение транспортного шума (до 4 дБА), снижение скоростей движения |
Пересечения со сложной конфигурацией участков подходов (Т-образные пересечения и Y-пересечения, пересечения дорог под острыми углами) | Повышение безопасности движения и пропускной способности в сложных условиях организации движения |
Пересечения с высокой интенсивностью левоповоротного движения | Повышение пропускной способности и безопасности движения |
На пересечениях, где в перспективе предполагается добавлять примыкающие дороги | Возможность развития пересечения |
Недостаточно места для размещения зон накопления левоповоротных потоков на регулируемых и нерегулируемых пересечениях канализированного типа | Повышение эффективности землепользования |
Взамен двух близко расположенных пересечений обычного типа | Улучшение организации движения |
Отсутствие данных о перспективной интенсивности движения и интенсивности поворачивающих потоков | Возможность организации движения при отсутствии надежных данных об интенсивности движения |
В качестве первого этапа планировочного решения при строительстве транспортных развязок | Повышение эффективности капитальных вложений в дорожное строительство |
Таблица 4.5 - Условия, ограничивающие применение кольцевых пересечений
Условия работы пересечения или его местоположение | Возможные недостатки устройства кольцевых пересечений |
1 | 2 |
На участках дорог в пересеченной местности, при невозможности обеспечить на кольцевом пересечении требуемые продольные уклоны | Увеличение задержек и снижение пропускной способности |
На участках дорог с продольными уклонами свыше 4% | Снижается пропускная способность |
При координированном светофорном регулировании | Кольцевое пересечение может нарушить скоординированную систему управления движением |
При большой разнице в интенсивностях движения пересекающихся дорог | Из-за приоритета движения по кольцу возможны существенные задержки на примыкающих дорогах с высокой интенсивностью движения |
При высокой интенсивности пешеходного движения и велосипедистов, наличия в составе пешеходов маломобильных групп населения | Увеличение пути перемещения участников движения |
Интенсивное движение крупногабаритных автомобилей и автобусов, свыше 25% | Увеличение ширины кольцевой проезжей части, радиусов въездов и центрального островка создает условия опасного движения легковых автомобилей с высокими скоростями |
В начале или конце затяжных подъемов | Возможны высокие скорости движения, отсутствует достаточная видимость |
На участках дорог с ограничениями расстояний видимости застройкой или рельефом | Сложно или невозможно обеспечить достаточную видимость |
На участках дорог с радиусами выпуклых вертикальных кривых менее 5000 м | |
На участках выемок | Существенные дополнительные объемы работ, сложность обеспечения требуемого расстояния видимости и отвода воды |
На участках дорог с реверсивным движением | Невозможно организовать реверсивное движение |
В зоне железнодорожных переездов | Ожидающие переезд автомобили могут спровоцировать затор на кольцевом пересечении |
Недостаточно места для размещения центрального островка и кольцевой проезжей части | По сравнению с регулируемыми пересечениями центральная часть кольцевых пересечений занимает больше места |
4.5.2 Учет перечисленных в таблицах 4.3 и 4.4 факторов позволяет произвести выбор типа пересечения на основе конкретных местных условий. При этом основным критерием остается суммарная интенсивность движения на подходах к кольцевому пересечению, таблица 4.6.
4.5.3 Мини-кольцевые пересечения рекомендуется устраивать:
- при реконструкции пересечений существующих автомобильных дорогах* III-IV категорий и отсутствии территории для устройства однополосных или многополосных кольцевых пересечений, когда суммарная интенсивность составляет до 20000 приведенных авт./сутки и если интенсивность движения наименее загруженного направления превышает 500 авт./сутки или 10% от суммарной интенсивности движения;
___________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
- при реконструкции пересечений на участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты.
Таблица 4.6 - Выбор типа кольцевого пересечения в зависимости от интенсивности движения
Тип кольцевого пересечения | Условия проектирования и эксплуатации | Диаметр кольцевого пересечения, м | Количество полос движения кольцевой проезжей части | Ориентировочная суммарная интенсивность движения на пересекающихся дорогах, прив. авт./сут |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кольцевые пересечения с малым диаметром | стесненные | 24-30 | 1 (2) | 20000-25000 |
Кольцевые пересечения со средним диаметром | стесненные | 30-40 | 1 | 20000-35000 |
свободные | 35-50 | 2 | 35000-40000 | |
Кольцевые пересечения большого диаметра | стесненные | 40-55 | 2 | 25000-55000 |
свободные | 50-60 | 3 | 55000-70000 | |
Мини-кольцевые пересечения | стесненные | 12-24 | 1 | до 15000-20000 |
Кольцевые | - | 12-60 | 1-2 | 20000-50000 |
Примечания 1. Стесненные условия - условия, обусловленные ограничениями использования придорожной территории: ценные земли, сложный рельеф, плотная застройка, расположенная на участках автомобильных дорог, проходящих через средние и малые населенные пункты (таблица 1 СП 42.13330.2011 [4]). 2. Свободные условия - отсутствие ограничений использования придорожной территории, не сложный рельеф. 3. Приведенные в таблице интервалы интенсивностей движения связаны с соотношением интенсивностей поворачивающих и транзитных потоков автомобилей. |
4.5.3.1 Мини-кольцевые пересечения являются одним из наиболее эффективных мероприятий по "успокоению" движения, в связи с этим рекомендуется их устройство при реконструкции пересечений в населенных пунктах на второстепенных (местных) улицах и дорогах с малой интенсивностью движения.
4.5.3.2 Мини-кольцевые пресечения не рекомендуется устраивать:
- при интенсивности движения грузовых автомобилей, автопоездов и автобусов свыше 200 авт./сутки;
- при скоростях движения на участках подхода к пересечению 85% обеспеченности свыше 50-60 км/час. В этом случае при устройстве кольцевых пересечений необходимо проведение дополнительных мероприятия по снижению скоростей движения до 50-60 км/час.
4.5.4 При проектировании автомобильных дорог предварительный выбор типа кольцевых пересечений в зависимости от категории (ГОСТ Р 52398-2005 и ГОСТ Р 52399-2005) пересекающихся дорог рекомендуется осуществлять на основании таблицы 4.7.
Таблица 4.7 - Рекомендуемый тип кольцевых пересечений в зависимости от категории дороги