Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

     4.2.4 Пропускная способность


Пропускная способность кольцевого пересечения является суммарной величиной пропускной способности каждого из въездов на кольцевую проезжую часть. Пропускная способность каждого въезда - максимальное количество автомобилей, которое может въехать на кольцевую проезжую часть с данного направления в единицу времени.

Высокая пропускная способность кольцевых пересечений обусловлена малыми граничными интервалами при выполнении маневров и существенным сокращением задержек при проезде пересечений.

Оценка пропускной способности кольцевых пересечений представлена в подразделе 14.3 "Методических рекомендаций".

4.2.4.1 На кольцевом пересечении постоянно происходит взаимодействие автомобилей различных направлений движения: транспортные потоки сливаются, пересекаются, переплетаются в конфликтных точках. В любой из этих точек водителю автомобиля второстепенного (неприоритетного) направления для продолжения движения необходимо выбрать в основном (приоритетном) потоке такой интервал между ними, который был бы достаточен для безопасного совершения соответствующего маневра (граничный интервал). Поскольку движение на кольцевых пересечениях осуществляется с пониженными скоростями, водители для выполнения маневров используют меньшие значения граничных интервалов.

Прямое направление: R - минимальный радиус траектории въезда на кольцевую проезжую часть, R - минимальный радиус траектории движения по кольцевой проезжей части, R - минимальный радиус траектории движения при выезде с пересечения. Левоповоротное движение: R - минимальный радиус траектории при объезде центрального остряка. Правоповоротное движение: R - минимальный радиус траектории при выполнении правого поворота.

Рисунок 4.2 - Траектории свободного проезда кольцевых пересечений


При приоритетном движении по кольцу граничные интервалы меньше, чем при предоставлении приоритета вливающемуся на кольцевую проезжую часть потоку (таблица 4.1). Водители вливающихся автомобилей имеют наилучшие условия обзора условий въезда. Они могут более точно и детально оценить режим движения приоритетного транспортного потока, находящегося слева. В случае приоритета въезжающих на кольцо автомобилей, водителям автомобилей, находящихся на кольцевой проезжей части перед выполнением маневра слияния приходится оценивать характеристики движения транспортного потока автомобилей, движущихся справа.


Таблица 4.1 - Сопоставление граничных интервалов в зависимости приоритета движения на кольцевом пересечении [3]

Приоритетное движение

Граничные интервалы 85% обеспеченности, сек

при интенсивности движения, авт./час

400

500

600

700

800

на кольцевой проезжей части

6,19

5,95

5,73

5,55

5,48

въезда на кольцо

6,50

6,22

6,00

5,84

5,80

4.2.4.2 Задержки автомобилей в пути следования являются характерной особенностью режима движения на всех видах пересечений. Потери времени из-за задержек возникают на подходах к пересечению в пределах зон влияния, на самом пересечении при вливании в основной поток, а также из-за перепробегов автомобилей.

Потери времени на участках подхода к кольцевому пересечению происходят из-за снижения скоростей движения, от соответствующих интенсивности движения, до скоростей на самом пересечении.

Потери времени при въезде на кольцо происходят из-за отсутствия между автомобилями на кольце достаточных интервалов времени для выполнения маневра, и, как следствие, образованием очередей автомобилей на участке въезда. При этом возникают дополнительные затраты времени из-за возможного торможения перед остановкой и последующего ускорения.

Рекомендации по оценке пропускной способности, определению величин задержек и соответствующих им потерь времени приведены в Разделе 14 "Методических рекомендаций".