Статус документа
Статус документа

СП 85.13330.2016 Контактные сети электрифицированного транспорта. Актуализированная редакция СНиП III-41-76

     9 Требования к заземлению элементов контактной сети


Способы заземления элементов контактной сети железных дорог приведены в [4]-[7].

9.1 Все металлические конструкции (мосты, путепроводы, светофоры, отдельно стоящие опоры, крыши зданий и т.п.), расположенные на расстоянии менее 5 м от находящихся под напряжением частей контактной сети железных дорог, должны быть заземлены на тяговый рельс. Металлические опоры контактной сети, конструкции крепления изоляторов контактной сети, воздушных линий напряжением 6-35 кВ и линий системы ДПР (два провода - рельс) на железобетонных опорах и на железобетонных или неметаллических искусственных сооружениях, а также хомуты оттяжек на железобетонных опорах должны быть заземлены.

Искусственные сооружения, опоры ригелей и неизолированных гибких поперечин должны быть заземлены с одной стороны. Если на опоре гибкой поперечины установлен разрядник, то заземляющее устройство должно быть смонтировано на этой же опоре. При изолированных гибких поперечинах следует заземлять обе опоры.

Заземление опор контактной сети и других сооружений разрешено выполнять как индивидуальным, так и групповым заземляющим проводником, подсоединенным к электротяговому рельсу или к средней точке путевого дроссель-трансформатора.

9.2 Заземляющие проводники, прокладываемые между опорой и рельсом железных дорог, должны быть изолированы от земли. Места присоединения заземляющих проводников к рельсам и заземляемым устройствам должны быть доступны для контроля. Крепление заземляющего проводника к рельсу следует осуществлять только механическим способом (без применения сварки) специальным башмаком, а к стальной опоре - болтом.

9.3 Заземляющие спуски к рельсу железных дорог на железобетонных опорах должны быть расположены с полевой или с боковой стороны; при этом спуски проводников должны находиться в натянутом состоянии и не касаться опор, для чего их крепят к пропитанным деревянным или другим изолирующим прокладкам, закрепленным на опоре.

На участках с автоблокировкой при двухниточных рельсовых цепях заземляющие проводники опор на перегонах следует присоединять в пределах каждого блок-участка к одной рельсовой нити. Если все опоры расположены с одной стороны путей, то в пределах блок-участка заземляющие проводники должны быть присоединены к ближайшей рельсовой нити.

9.4 Заземление металлических и железобетонных опор питающих линий постоянного и переменного тока, расположенных вдали от железнодорожных путей, присоединяют к отсасывающим проводам, а при их отсутствии - к специально подвешенному проводу группового заземления.

На фидерных линиях постоянного тока провод группового заземления должен быть изолирован от опор.

9.5 Опоры контактных сетей железных дорог, на которых установлены секционные разъединители, разрядники, запирающие и согласующие контуры и сопротивления волноводного провода, спуски групповых заземлений, а также опоры, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющие посадочных платформ, оборудованные переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки и выгрузки, мосты, путепроводы, пешеходные и сигнальные мостики), должны быть заземлены двойным заземлением.

9.6 Присоединения проводников двойных заземлений к рельсу должны находиться на расстоянии не более 200 мм друг от друга.

Заземляющие спуски, прокладываемые по железобетонным опорам от троса группового заземления и разрядников, а также от приводов секционных разъединителей, должны быть двойными.

Заземлители металлических ферм мостов длиной более 50 м на электрифицируемых участках железных дорог общего пользования должны быть подключены к средним точкам действующих или дополнительно установленных путевых дросселей. Заземление пунктов группировки должно быть двойным и иметь выводы с разных сторон пункта, присоединенные к рельсовой цепи в разных точках, но в пределах одного блок-участка.

9.7 На участках переменного тока опоры, имеющие сопротивление цепи заземления менее 100 Ом, следует присоединить к рельсам через искровые промежутки.

9.8 Следует осуществлять защиту железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами (устройство поляризованных дренажей, катодных установок, вентильного секционирования).

Мероприятия по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами приведены в [8].

9.9 Заземление железобетонных и металлических опор контактной сети трамвая и троллейбуса в соответствии с СП 98.13330 предусматривать не требуется.

9.10 Для защиты контактной сети от токов короткого замыкания на тяговую рельсовую сеть должны быть заземлены опоры контактной сети (мосты, путепроводы, светофоры, прожекторные мачты, гидроколонки и т.п.). Порядок выполнения и технического обслуживания заземлений приведен в [5].

9.11 Металлические подземные сооружения (трубопроводы, а также металлические и железобетонные мосты, путепроводы, опоры контактной сети, светофоры, гидроколонки, кабели и т.п.) должны быть защищены от наведенных напряжений и помех. Тяговые подстанции, а также электроподвижной состав должны иметь защиту от проникновения в контактную сеть токов, нарушающих нормальное действие устройств СЦБ и связи. Устройства электроснабжения должны быть защищены от токов короткого замыкания, перенапряжений и перегрузок сверх установленных норм.