Недействующий

     

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
генерал-полковник внутренней службы
А.П.Чуприян
24 ноября 2015 года N 2-4-87-43-33/11

     

Рекомендации по определению объемов необходимых резервов средств оповещения в субъектах Российской Федерации, места и условия их хранения

____________________________________________________________________
Отменено на основании
протокола Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19 февраля 2021 года N 1

____________________________________________________________________

     

Начальник Управления
информационных технологий и связи
МЧС России
полковник
С.В.Власов
9 ноября 2015 года

     
Директор Департамента
гражданской обороны и защиты
населения МЧС России
генерал-майор
О.Л.Мануйло
20 ноября 2015 года

     
Начальник
ФГБУ "ВНИИ ГОЧС (ФЦ)"
В.А.Акимов
16 ноября 2015 года

     

     

     

I. Термины и определения


Резерв технических средств оповещения - специализированная упорядоченная совокупность изделий средств оповещения, в том числе оборудования, запасных частей, сменяемых узлов, типовых элементов замены, территориально распределенная и размещенная как на объектах, специально предназначенных для их хранения и обслуживания, так и на договорной основе на объектах операторов связи, базах и складах промышленных и иных предприятий и организаций, с которых возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.


Требования по надежности - совокупность количественных и (или) качественных требований к безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости, выполнение которых обеспечивает эксплуатацию изделий с заданными показателями эффективности, безопасности, экологичности, живучести и других составляющих качества, зависящими от надежности изделия, или возможность применения данного изделия в качестве составной части другого изделия с заданным уровнем надежности.


Комплект ЗИП - запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.


Запасная часть - составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.


Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.


Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

II. Общие положения

1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379, которым утверждено "Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", приказом МЧС России от 30 июня 2014 года N 331 "О внесении изменений в Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999" с целью обеспечения единого методического подхода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предприятий (учреждений, организаций) к разработке и утверждению нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы, сроки создания, а также места и условия хранения резервов технических средств оповещения населения.

Настоящие рекомендации предназначены для территориальных органов МЧС России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и учебных заведений МЧС России при планировании, подготовке нормативных правовых актов, организации работы по созданию резервов технических средств оповещения населения, а также в учебном процессе.

2. Правовыми основами организации создания резервов (запасов) средств оповещения являются:

Федеральные законы:

от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",

от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне",

от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",

от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",

Постановления Правительства Российской Федерации:

от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств",

от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",

ГОСТ 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения (с Изменениями N 1, 2)",

ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования",

Положение о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. N 422/90/376,

Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденное приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597,

издаваемые нормативные документы МЧС России по данным вопросам.

3. Резервы технических средств оповещения создаются для обеспечения устойчивого функционирования как автоматизированных, так и неавтоматизированных систем оповещения населения в целях обеспечения гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Резерв (запас) технических средств оповещения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий (учреждений, организаций), как правило, включает в себя резервные (стационарные, мобильные, носимые) технические средства оповещения и комплекты запасных частей и принадлежностей (далее - ЗИП).

3.1 Резервные технические средства оповещения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий (учреждений, организаций) предназначены для обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения населения и обеспечения максимально возможного охвата населения в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами оповещения.

Резервные технические средства оповещения могут включать в себя:

а) стационарные технические средства оповещения;

б) мобильные технические средства оповещения;

в) носимые технические средства оповещения.

Резервные стационарные технические средства оповещения в основном предназначаются для аварийной замены отказавших стационарных технических изделий (ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования") региональной, местных, комплексных систем экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), локальных систем оповещения населения.

Резервные мобильные и носимые технические средства оповещения предназначаются для обеспечения максимально возможного охвата населения, до которого доводятся сигналы оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Особенно актуально для оповещения населения отдаленных, труднодоступных сельских поселений, не охваченных автоматизированными средствами систем оповещения.

Резервные мобильные технические средства оповещения могут размещаться (монтироваться) на автомобильных, водных и др. транспортных средствах.

При этом для мобильных и носимых технических средств оповещения должны быть подготовлены заранее речевые (текстовые) сообщения для оповещения населения на магнитных, электронных и иных носителях информации.

3.2 Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы (ЗИП) предназначены для поддержания работоспособности и исправности составных частей технических средств оповещения при эксплуатации, проведении всех видов технического обслуживания, плановых и неплановых ремонтов изделий в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.

Запасная часть - составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия, это могут быть детали, узлы, механизмы, блоки, приборы, пульты, стойки, модули и др., а также сменные элементы изделий. Запасные части, включаемые в состав комплектов ЗИП, изготовляют по той же конструкторской и технологической документации, что и соответствующие составные части изделий.

Инструмент, включаемый в состав ЗИП, может быть общего и специального назначения. Инструмент общего назначения применяется при работе с различными изделиями. Инструмент специального назначения применяется только при работе с определенными видами изделий.

Принадлежности - устройства, съемники, средства измерений, обеспечивающие замену составных частей изделий запасными и техническое обслуживание изделий, предусмотренное в эксплуатационной документации, а также чехлы и другие принадлежности (сумки, пеналы, емкости), предназначенные для повышения сохраняемости изделий.

Расходные материалы, включаемые по согласованию с Заказчиком в состав ЗИП, предназначены для обеспечения технического обслуживания изделия штатным персоналом эксплуатирующей организации.

В зависимости от состава, назначения и размещения комплекты ЗИП подразделяются на:

а) одиночные комплекты ЗИП (ЗИП-О);

б) групповые комплекты ЗИП (ЗИП-Г).

Одиночные комплекты ЗИП предназначаются для замены отказавших элементов (приборов, блоков, узлов) технических средств оповещения, имеющих собственный (децимальный) индекс, силами обслуживающего персонала на штатном рабочем месте в процессе эксплуатации. Одиночный ЗИП размещается на изделии или в помещении совместно с ним.

Групповые комплекты ЗИП создаются для группы однотипных технических средств оповещения и предназначены для замены отказавших элементов (приборов, блоков, узлов, модулей, ТЭЗ), для выполнения технологических операций на изделиях в процессе их эксплуатации и пополнения комплектов ЗИП-О. Групповой ЗИП размещается, как правило, на складах эксплуатирующей организации.

Как правило, техническое обслуживание, в том числе и ремонт осуществляется организациями связи, операторами связи или организациями, выполняющими в установленном порядке эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения.

4. Номенклатура и объемы резервов технических средств оповещения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями (учреждениями, организациями).

5. Резервы технических средств оповещения создаются:

а) в субъектах Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

б) в органах местного самоуправления решением органов местного самоуправления;

в) в предприятиях, учреждениях, организациях решением администраций этих предприятий, учреждений и организаций.

6. Разрабатываемые номенклатура и объемы резерва технических средств оповещения должны учитывать:

состав эксплуатируемого оборудования оповещения, надежность и взаимозаменяемость его отдельных узлов, и временного отсутствия необходимых изделий в местах хранения;

населенные пункты (районы), в которых отсутствуют автоматизированные системы оповещения населения, их количество, площадь, количество проживаемого там населения, характер застроек;

возможности выхода из строя технических средств оповещения, с учетом прогнозируемых возможных чрезвычайных ситуаций, сроков эксплуатации систем оповещения и других факторов;

прогнозируемые возможные чрезвычайные ситуации;

необходимость сокращения резервов технических средств оповещения и их эффективного использования путем максимально возможной централизации резерва, сокращения времени ремонта неисправных транспортабельных узлов и оборудования, сокращения времени доставки узлов и оборудования.

7. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием резервов.

8. Финансирование создания, накопления, хранения, использования, восполнения резервов (запасов) средств оповещения, ремонта, аренды и охраны складов, оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование расходов на указанные цели осуществляется за счет:

средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы технических средств оповещения субъектов Российской Федерации;

средств местных бюджетов - местные резервы технических средств оповещения;

собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы технических средств оповещения.

Вопросы создания резерва средств оповещения целесообразно осуществлять в рамках разработки и реализации региональных и муниципальных целевых программ по гражданской обороне и по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

III. Места и условия хранения резервов средств оповещения населения

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»