МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 апреля 2010 года N 319

Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

(с изменениями на 27 декабря 2013 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минпромторга России от 27 декабря 2013 года N 2155.

____________________________________________________________________



В соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации (протокол заседания от 4 марта 2010 г. N 6, раздел 2, пункт 2) и на заседании подкомиссии по обеспечению устойчивого развития экономики Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (протокол заседания от 3 марта 2010 г. N 1, раздел 2, пункт 2),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.     

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.В.Дементьева.

Министр
В.Б.Христенко

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минпромторга России
от 23 апреля 2010 года N 319
(В редакции, введенной в действие
 приказом Минпромторга России
 от 27 декабря 2013 года N 2155
. -
 См. предыдущую редакцию)

     
Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

     

     

     

     

          Паспорт Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

Наименование

Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

Разработчик стратегии

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Цель стратегии

Максимизация добавленной стоимости, созданной на территории России на всех этапах жизненного цикла продукции автомобилестроения, при обеспечении достаточного выбора и высокого качества автомобильной техники

Задачи стратегии

1. Обеспечение потребностей транспортного комплекса страны, включая личные потребности граждан и нужды национальной обороны, за счет внутреннего производства конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей современному уровню международных требований по безопасности, экологическим характеристикам и экономичности.

2. Совершенствование законодательства и нормативной правовой базы, в том числе в сфере технического регулирования, в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в области автомобилестроения и создания в отношении развития системы утилизации автотранспортных средств.

3. Максимальная локализация производства компонентов для автотранспортных средств, производимых на территории Российской Федерации, и повышение их экспортного потенциала;

4. Развитие инфраструктуры проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по созданию новых автотранспортных средств, автомобильных компонентов и технологий мирового уровня конкурентоспособности;

5. Совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли на основе системного прогнозирования потребности организаций и предприятий отрасли в компетенциях, соответствующих текущему и перспективному уровню развития техники, технологий и форм управления.

Сроки и этапы реализации стратегии

2014-2020 годы, в том числе:

- I этап: 2014-2017 годы. Формирование базы устойчивого долгосрочного инновационного развития автомобильной отрасли.

- II этап: 2018-2020 годы. Обеспечение конкурентоспособности российской автомобильной промышленности в условиях интеграции в мировой автомобильный рынок.

Перечень мероприятий стратегии

1. Стимулирование спроса на автомобильную технику на внутреннем рынке.

2. Разработка системных мероприятий по поддержке экспорта продукции российского автомобилестроения.

3. Принятие тарифных и нетарифных мер по ограничению импорта.

4. Гармонизация мер технического регулирования в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

5. Стимулирование производства конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей современному уровню международных требований по безопасности, экологическим характеристикам и экономичности.

6. Стимулирование повышения уровня локализации на территории России высокотехнологичных производств автомобильной техники.

7. Стимулирование создания производств высокотехнологичных автомобильных компонентов на территории Российской Федерации.

8. Создание условий формирования глубоких партнерств между российскими и иностранными производителями на условиях взаимовыгодного сотрудничества и трансфера технологий.

9. Развитие национальной базы проведения НИОКР по приоритетным направлениям.

10. Разработка системы прогнозирования потребности в профессиональных компетенциях и развитие системы непрерывного образования для автомобилестроения.

11. Разработка нормативных правовых актов в области автомобилестроения и развития системы утилизации автотранспортных средств.

Исполнители

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Государственная корпорация "Ростехнологии", ОАО "Роснано", ОАО "Российская венчурная компания", а также предприятия и организации автомобильной отрасли.

Объем и источники финансирования стратегии

Всего на 2014-2020 годы потребность в инвестициях на создание и модернизацию производственных мощностей, развитие научно-технологической базы и проведение НИОКР оценивается в размере 1070 млрд. рублей (в текущих ценах).

Источниками финансирования являются собственные средства предприятий отрасли, заемные средства (в том числе средства "Внешэкономбанк"), инвестиции иностранных стратегических партнеров, средства федерального и региональных бюджетов, а также государственных и внебюджетных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

Ожидаемые конечные результаты реализации Стратегии

1. Повышение вклада продукции автомобильной промышленности в ВВП России с уровня 2012 года - 239,0 млрд. рублей до 435,7 млрд. рублей в 2020 году.

2. Рост объемов промышленного производства автомобильной техники в Российской Федерации к 2020 году:

- легковых автомобилей - до 3,136 млн.шт.;

- легких коммерческих автомобилей - до 0,240 млн.шт.;

- грузовых автомобилей - до 0,116 млн.шт.;

- автобусов - до 0,028 млн.шт.

3. Обеспечение к 2020 году доли продукции российского производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке:

- легковых автомобилей - 76%;

- легких коммерческих автомобилей - 75%;

- грузовых автомобилей - 56%;

- автобусов - 71%.

4. Увеличение доли экспорта продукции российского автомобилестроения от общего объема производства к 2020 году:

- легковых автомобилей - до 8%;

- легких коммерческих автомобилей - до 17%;

- грузовых автомобилей - до 17%;

- автобусов - до 16%.

Система организации контроля за исполнением стратегии

Управление и контроль за реализацией Стратегии осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

     

     

     

     

          Введение


Автомобильная промышленность является ведущей отраслью российского машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны.

Ситуацию в российской автомобильной промышленности в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную. С одной стороны, до финансового кризиса 2008 года происходил бурный рост российского рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. С другой стороны, постоянно сокращалась доля российских производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.

Результаты государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в автомобильную промышленность, положительные, в первую очередь, для конечных потребителей, оказались недостаточными для полноценного развития отрасли. В связи с чем, Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики 10 ноября 2009 года было принято решение о разработке программы развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года.

Стратегия включает в себя следующие основные блоки:

- оценку текущего состояния и основных системных проблем развития автомобилестроения в России;

- определение целевых сценариев развития для четырех ключевых сегментов российского автомобилестроения - легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, для сегмента производителей автокомпонентов;

- развитие национальной базы научно НИОКР и автомобильных кластеров;

- комплекс государственных мер поддержки российской автомобильной отрасли с планом мероприятий по их реализации на среднесрочную перспективу;

- оценку потребности в инвестициях для реализации выбранных целевых сценариев развития и источников их финансирования;

- ожидаемые результаты реализации Стратегии;

- описание организационного обеспечения реализации Стратегии.

Стратегия определила 3 этапа реализации основных мероприятий:

I этап: 2010 год. Преодоление последствий экономического кризиса;

II этап: 2011-2014 годы. Посткризисное восстановление отрасли. Формирование базы инновационного развития;

III этап: 2015-2020 годы. Развитие конкурентоспособной автомобильной промышленности в условиях стабилизации рынка.

Принятие Стратегии в период мирового финансового кризиса предопределило целевые задачи первого этапа - преодоление кризисных явлений, восстановление внутреннего рынка автомобильной техники. В настоящее время, по истечении трех лет с момента принятия Стратегии, следует отметить существенные изменения во внутренней и внешней среде российского автомобильного производства.

Ключевые риски реализации мер, предусмотренных Стратегией, связаны с обязательствами России как члена ВТО. К таким рискам относятся: дальнейшее снижение конкурентоспособности отечественной продукции по цене; снижение инвестиционной привлекательности отрасли; сокращение числа инструментов оперативного реагирования на кризисные явления в отрасли, подверженной цикличности развития рынков и значительной чувствительности к развитию экономики в целом; рост поступления на рынок бывшей в эксплуатации техники, что косвенным образом сказывается на безопасности дорожного движения.

В то же время, учитывая положительные тенденции в развитии рынков и производств автомобильной техники на территории России и достижение фактических показателей, превышающих предусмотренные для мониторинга достижения целей Стратегии, следует отметить, что подотрасли автомобилестроения, которые определяют рост добавленной стоимости, а именно производство автомобильных компонентов и создание интеллектуальной собственности пока не получили должного развития. В связи с этим не удалось реализовать в полной мере инновационные сценарии "Крупный Экспортер", предусмотренные Стратегией для сегментов грузовых автомобилей и автобусов, что привело к значительному увеличению доли импорта в указанных сегментах. Учитывая изменившиеся внешние и внутренние условия развития автопрома России, встал вопрос об актуализации Стратегии и необходимости выработки мер государственного регулирования для достижения целей Стратегии.

Синергия автомобилестроения со многими другими отраслями промышленности обуславливает необходимость программно-целевого регулирования в отрасли. Принятых разрозненных мер недостаточно для полноценной реализации предусмотренных Стратегией инновационных сценариев развития отрасли и достижения утвержденных целевых показателей.

В настоящий момент, в связи с близящимся окончанием II этапа реализации Стратегии и посткризисного восстановления отрасли, с учетом существенно изменившихся внешних и внутренних факторов, определяющих текущее состояние и перспективы развития автомобильной отрасли в России, необходимо актуализировать действующую Стратегию. Для этого необходимо проанализировать и оценить эффективность уже принятых мер государственного воздействия, сформировать новое видение перспектив развития отрасли, уточнить основные целевые экономические параметры Стратегии и определить системный комплекс мер по ее реализации, направленных на увеличение доли добавленной стоимости, сформированной внутри страны через создание условий для развития производства компонентой базы и национальной базы НИОКР как основы возникновения и развития интеллектуальных прав на территории Российской Федерации.

В долгосрочной перспективе при насыщенности автомобильных рынков развитых стран российский рынок (по прогнозным оценкам) станет одним из самых привлекательных для экспансии, как для европейских производителей, так и для производителей восточноазиатских регионов, в связи с чем дальнейшее развитие отрасли будет обусловлено:

- необходимостью полноценного удовлетворения растущих потребностей транспортного комплекса страны в современной конкурентоспособной автомобильной технике отечественного производства, соответствующей международным требованиям по экологии, энергосбережению и безопасности;

- необходимостью полноправного встраивания российского автопрома в глобальное разделение труда в автомобилестроении;

- необходимостью обеспечения национальной безопасности в области производства автомобильной техники военного и двойного назначения и компонентов для нее.

Актуализация Стратегии произведена в свете реализации мероприятий в области модернизации и инновационного развития экономики с учетом целевых показателей, определенных Президентом Российской Федерации страны перед Правительством Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике") по созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, увеличению объема инвестиций, повышению производительности труда и т.п.

1. Цели, задачи и приоритеты


Основной целью государственной политики Российской Федерации и Стратегии является: Максимизация добавленной стоимости, созданной на территории России на всех этапах жизненного цикла продукции автомобилестроения, при обеспечении достаточного выбора и высокого качества автомобильной техники.

Для достижения поставленной цели в рамках Стратегии должны быть решены следующие основные задачи:

1. Обеспечение потребностей транспортного комплекса страны, включая личные потребности граждан и нужды национальной обороны, за счет внутреннего производства конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей современному уровню международных требований по безопасности, экологическим характеристикам и экономичности.

2. Совершенствование законодательства и нормативной правовой базы, в том числе, в сфере технического регулирования, в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в области автомобилестроения, а также в отношении развития системы утилизации автотранспортных средств (далее - АТС).

3. Максимальная локализация производства компонентов для автотранспортных средств, производимых на территории Российской Федерации, и повышение их экспортного потенциала;

4. Развитие инфраструктуры проведения НИОКР по созданию новых автотранспортных средств, автомобильных компонентов и технологий мирового уровня конкурентоспособности;

5. Совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли на основе системного прогнозирования потребности организаций и предприятий отрасли в компетенциях, соответствующих текущему и перспективному уровню развития техники, технологий и форм управления.

Стратегия основывается на следующих приоритетах:

- стимулирование разработки и производства инновационных автотранспортных средств и автомобильных компонентов, создания новых и модернизации действующих производств на территории Российской Федерации;

- достижение вновь создаваемой автомобильной техникой российского производства мирового технического уровня, в том числе, по безопасности, надежности, топливной экономичности, экологическим характеристикам;

- развитие на территории Российской Федерации высокотехнологичных производств автомобильных компонентов, в том числе, для поставок на экспорт;

- развитие региональных кластерных инициатив по созданию производств автомобильной техники и автомобильных компонентов;

- усиление роли НИОКР в развитии и совершенствовании автомобильной техники, ее компонентов и производственных технологий в автомобилестроении;

- развитие конструктивного партнерства отечественных автопроизводителей и разработчиков с глобальными автопромышленными группами.

2. Внешнеэкономическая ситуация и роль автомобильной промышленности в экономике страны

2.1. Макроэкономические факторы, влияющие на развитие автомобильной отрасли. Выбор предположительного сценария развития экономической ситуации


Проведенный анализ основных макроэкономических показателей выявил следующие общие факторы, влияющие на формирование трендов развития автомобильной отрасли в среднесрочной перспективе (на период до 2020 года).

Динамика мировой экономики существенно затормозилась в последние годы. Однако, по мнению аналитиков, в 2014-2016 годах прирост мирового валового внутреннего продукта (далее - ВВП) восстановится на уровне, близком к 4%. Ожидается, что в краткосрочной перспективе темпы экономического роста США вырастут до 2,8%, экономика Европейского Союза (далее - ЕС) стабилизируется и перейдет к росту за счет мер укрепления европейских интеграционных механизмов. Лидером восстановления станет экономика Германии. Основной вклад в мировой рост вносят развивающиеся страны, в особенности Индия и Бразилия, чьи темпы экономического роста должны ускориться после 2013 года. Темпы роста китайской экономики останутся на уровне выше 7% за счет расширения внутреннего спроса и восстановления роста экспортного оборота. Экономический рост в странах Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) в целом будет опережать рост мировой экономики. Однако будет сохраняться сильная зависимость от экономической динамики России, степени и глубины интеграции экономик в общее экономическое пространство, способной смягчить возможное негативное влияние конъюнктуры мировых рынков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»