ПРИКАЗ
от 20 июня 1986 года N 880
Об упорядочении ведения статистической отчетности и ликвидации незаконной отчетности в учреждениях, предприятиях и организациях системы Министерства здравоохранения СССР
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минздрава России от 3 декабря 2020 года N 1283
____________________________________________________________________
В январе и мае с.г. в ЦК КПСС рассмотрены вопросы улучшения организации статистической отчетности в народном хозяйстве, устранения сбора данных, не предусмотренных государственной отчетностью.
Отмечены серьезные недостатки в учете и отчетности, приводящие к неоправданной перегрузке работников составлением различных отчетов и справок.
Указано, что получившая распространение порочная практика сбора большого количества данных свидетельствует о том, что министерства и ведомства не уделяют должного внимания совершенствованию стиля и методов руководства отраслями.
Признано необходимым осуществить меры по сокращению статистической отчетности, наведению в ней строгого государственного порядка.
Предложено выявить и ликвидировать неутвержденную в установленном порядке отчетность.
В мае с.г. в порядке контроля в ЦК КПСС рассмотрено сообщение ЦСУ СССР о выполнении мероприятий по сокращению статистической отчетности. Объем государственной отчетности сокращен примерно в два раза.
Отмечено, что многие министерства и ведомства неудовлетворительно выполняют решения о прекращении сбора незаконной отчетности. Продолжается мелочная опека в отношении объединений, предприятий, строек, колхозов и совхозов, стремление по-прежнему решать из центра все вопросы их текущей деятельности.
Подчеркнуто, что сбор отчетности по неутвержденным формам подменяет живое организаторское дело бумаготворчеством, бюрократическими методами руководства, мешает развитию самостоятельности предприятий и их трудовых коллективов, внедрению экономических методов хозяйствования, отвлекает работников от решения конкретных задач развития производства и повышения его эффективности.
Всем государственным органам, партийным и общественным организациям категорически запрещено запрашивать какие-либо сводки и отчеты, не предусмотренные государственной отчетностью.
Министерства и ведомства СССР и РСФСР, Советы Министров союзных республик обязаны отменить незаконную отчетность, принять исчерпывающие меры по ее недопущению в будущем, систематически проверять состояние учета и отчетности, строго спрашивать с лиц, запрашивающих сведения сверх государственной отчетности.
Комитету Партийного Контроля при ЦК КПСС, Комитету Народного Контроля СССР поручено систематически выявлять факты введения незаконной отчетности и привлекать к ответственности лиц, вводящих такую отчетность и представляющих ее.
Серьезные недостатки в порядке сбора, статистической информации имеют место и в системе здравоохранения.
Органами здравоохранения, головными учреждениями и другими организациями введено большое число не утвержденных в установленном порядке отчетов и других документов, содержащих многочисленные статистические показатели.
Так, при проверках в декабре 1985 г., проведенных Управлением медицинской статистики и вычислительной техники Минздрава СССР в Казахской ССР была выявлена незаконная отчетность в объеме 16,4 тыс. показателей в расчете на год. Одна только медсанчасть Карагандинского металлургического комбината в дополнение к годовому отчету представляет в горздравотдел статистическую информацию на 500 листах. В Липецкой области установлено, что областной противотуберкулезный диспансер представляет в Московский научно-исследовательский институт туберкулеза Минздрава РСФСР объяснительную записку, содержащую 93 раздела, кроме того, по внелегочному туберкулезу должны быть даны ответы еще на 80 вопросов. При приеме годовых отчетов по туберкулезу в облтубдиспансере главные врачи ЦРБ должны ответить на вопросник из 100 вопросов.
При проверке в марте 1986 г. жалобы заведующей кабинетом медицинской статистики Острогожской ЦРБ Воронежской области тов. Вернадской В.В. выявлено наличие незаконной отчетности, собираемой главными специалистами облздравотдела. Проверка жалобы врача-хирурга Оредежской районной больницы N 1 Лужского района Ленинградской области тов. Филиппова А.В. в мае 1986 года выявила факты сбора Ленинградским облздравотделом неутвержденной отчетности по 12 документам, содержащим свыше 10 тыс. показателей.
Аналогичные результаты получены органами ЦСУ СССР в ноябре - декабре 1985 г. при проверке состояния учета, достоверности статистических отчетов в 164 учреждениях здравоохранения 11 союзных республик.
Практически во всех проверенных учреждениях здравоохранения выявлена незаконная отчетность в виде справок, конъюнктурных обзоров, аналитических записок и т.д.
Всего было выявлено 290 форм незаконной отчетности с общим количеством показателей 124 тыс. в пересчете на год, что более чем в 10 раз превышает количество показателей в отраслевой отчетности системы здравоохранения.
В Белорусской ССР выявлено 38 отчетных форм различного назначения, содержащих около 15 тыс. показателей. По приказу Минздрава Белорусской ССР от 20.07.84 г. N 128 еженедельно в РИВЦ собирается оперативная информация о заболеваемости с временной утратой трудоспособности почти от 300 учреждений. С 1976 г. 8 раз в год нарочные из облздравотделов доставляют в Минздрав республики оперативную информацию о состоянии и использовании коечного фонда всех стационаров (приказ Минздрава БССР от 26.07.76 г. N 123). В Украинской ССР Киевский НИИ эндокринологии и обмена веществ собирает от облздравотделов отчет о состоянии специализированной эндокринологической помощи населению области.
По результатам указанной проверки министерствами здравоохранения союзных республик изданы приказы или направлены указания по отмене незаконной отчетности.
В апреле 1986 г. органами ЦСУ СССР проведена контрольная проверка, которая показала, что сбор незаконной отчетности продолжается. Так в учреждениях Донецкой и Львовской областей выявлена незаконная отчетность на 29,5 тыс. показателей, в Киргизской ССР - 13,8 тыс. показателей. Незаконная отчетность имелась в учреждениях Латвийской ССР, Литовской ССР, РСФСР.
Потоки создаваемой на местах разрозненной, не поддающейся обобщению и анализу статистической отчетности вынуждают в учреждениях здравоохранения вводить неутвержденные учетные документы, что приводит к нерациональной трате времени врачей и среднего медперсонала.
Незаконная отчетность, в первую очередь, порождается требованиями представления регулярной информации о ходе выполнения приказов и распоряжений вышестоящих органов здравоохранения (письмо Минздрава РСФСР N 23/1-895 от 29.04.86 г. и т.д.), с другой стороны, вводится прямыми распоряжениями органов здравоохранения, обязывающими представлять такую отчетность (письмо Минздрава РСФСР N 30/24 от 04.11.85 г. о представлении отчетности по внедрению научной организации труда в лечебно-профилактических учреждениях более чем в 800 показателей, письмо Минздрава РСФСР N 120-651 от 20.11.85 г., обязывающее руководителей органов здравоохранения собирать оперативные данные о профилактических осмотрах различных групп населения в порядке ежегодной диспансеризации), в третьих - является ответом на требования различных оргметодотделов, центров, НИИ и главных специалистов, предписывающих представлять громоздкие объяснительные записки, конъюнктурные обзоры. Так, Ленинградский НИИ фтизиопульмонологии письмом N 41 от 21.01.85 г. сообщил учреждениям противотуберкулезной службы о необходимости представления конъюнктурного обзора, содержащего свыше 9 тыс. статистических показателей.
При организации в ряде территорий автоматизированных систем управления здравоохранением вводятся неустановленные отчеты и другая документация, зачастую запрашиваемая от каждого учреждения (Минздрав Белорусской ССР, Ленинградский облздрав и др.).