13.1.1 При решении вопросов шумозащиты жилых, общественно-деловых и рекреационных зон городов и других населенных пунктов основными задачами являются определение ожидаемых уровней шума на участках жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, прилегающих к транспортным магистралям и промышленным предприятиям, сравнение их с допустимыми уровнями по санитарным нормам и выбор на этой основе вариантов шумозащитных мероприятий с их технико-экономической оценкой.
13.1.2 Для оценки совместного шумового воздействия на жилую застройку и прилегающие территории различных транспортных источников шума необходимо согласно СП 51.13330 и ГОСТ Р 53187 составлять комплексные карты шума и определять на их основе параметры зон акустического дискомфорта.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
13.1.3 Карты шума разрабатывают в следующих случаях:
- при разработке генпланов города, схем территориального планирования, а также проектов планировки промышленных зон, детальной планировки городских районов и кварталов;
- для действующих автомобильных дорог с интенсивностью движения более 1 млн автомобилей в год;
- для действующих участков железных дорог с интенсивностью движения более 30 тыс. поездов в год;
- для населенных пунктов с численностью населения более 100 тыс. человек.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
13.1.4 Оперативные карты шума на текущий период и на расчетный срок, служащие для оценки существующего и прогнозируемого шумового режима, должны входить в состав проектной документации при разработке ТЭО при строительстве и реконструкции транспортных магистралей согласно СП 51.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
13.1.5 Разработку оперативных карт шума проводят на основе данных об уровнях шума, полученных расчетным путем в соответствии с разделами 6, 7 либо по результатам натурных измерений на базе единых методов контроля шума, установленных ГОСТ 20444, ГОСТ 23337 и ГОСТ 31296.2.
13.1.6 Процесс разработки оперативной карты шума разделяют на следующие этапы:
- сбор данных об источниках шума;
- составление модели местности (здания, рельеф и т.п.);
- расчет распространения шума от транспортных потоков, стационарных источников, входящих в транспортную инфраструктуру, и фоновых источников шума;
- нанесение на картографическую подоснову расчетных зон акустического дискомфорта;
- анализ результатов расчета и разработка рекомендаций по снижению уровней шума.
13.1.7 Собранные исходные данные используют для расчета распространения шума по стандартизованным методикам. Результаты расчетов накладывают на электронную графическую подоснову примагистральной территории.
13.1.8 Карты шума составляют на основе официального издания карты местности, показывающей отдельные здания, транспортные дороги, промышленные зоны, сельхозтерритории, зеленые насаждения, а также горизонтали и отметки высот, указывающие высоту над уровнем моря.
13.1.9 На планировочной подоснове следует также выделять территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, амбулаторий, диспансеров, больниц и санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, дошкольным образовательным организациям, общеобразовательным организациям и другим учебным заведениям, библиотекам, гостиницам и общежитиям, площадкам отдыха на территории микрорайонов и групп жилых домов, больниц и санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, а также к другим территориям, уровни шума на которых нормируются согласно [9].
(Измененная редакция, Изм. N 2).
13.1.10 При моделировании распространения звука в застройке используют трехмерную модель зданий и рельефа.
13.1.10.1 Минимально необходимая глубина построения карт шума составляет: