Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ОДМ 218.2.050-2015

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по расчету и проектированию  свайных противооползневых сооружений инженерной защиты  автомобильных дорог



ОКС 93.080

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью "НТЦ ГеоПроект" (ООО "НТЦ ГеоПроект")

2 Руководитель работ - доктор техн. наук, профессор Маций С.И. Документ разработан канд. техн. наук, доцентом Деревенцом Ф.Н.,  канд. техн. наук Любарский Н.Н., магистром Лейер Д.В.,  инж. Сергиенко Е.А.

3 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования, Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

4 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от _______ N _________*

________________

     * Текст документа соответствует оригиналу. Следует читать: распоряжения Федерального дорожного агентства от 17.08.2015 N 1470-р. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения

1.1 Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по расчету и проектированию свайных противооползневых сооружений инженерной защиты автомобильных дорог" (далее - методический документ) является актом рекомендательного характера.

1.2 Настоящий методический документ распространяется на расчеты и проектирование свайных противооползневых сооружений в условиях защиты склонов и размещенных на них инженерных объектов от оползневых процессов на территориях с сейсмичностью до 9 баллов включительно по шкале MSK-64.

1.3 В методическом документе приведены указания по выбору конструктивных решений, месторасположения на склоне, а также по методике расчета свайных противооползневых сооружений.

1.4 Методический документ предназначен для применения в области проектирования, обследования и экспертной оценки существующих и проектируемых свайных противооползневых сооружений в составе мероприятий инженерной защиты автомобильных дорог.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 5686-2012 Грунты. Методы полевых испытаний сваями

ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 20522-2012 Грунты. Методы статической обработки результатов испытаний

ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения, габариты приближения

СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах (актуализированная редакция СНиП II-7-81*)

СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия (актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*)

СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений (актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*)

СП 24.13330.2011 Свайные фундаменты (актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85)

СП 28.13330.2012 Защита строительных конструкций от коррозии (актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85)

СП 35.13330.2011 Мосты и трубы (актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*)

СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты (актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87)

СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 11-02-96 )

СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 52-01-2003)

СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 22-02-2003)

     3 Термины и определения


В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 верховое противооползневое сооружение: Конструкция инженерной защиты, расположенная относительно рассматриваемого объекта со стороны верхового склона.

3.2 верховой склон: Часть склона, расположенная выше относительно рассматриваемого объекта.

3.3 временная стабилизация оползня: Стадия приостановки оползневых смещений в результате вновь приобретенной устойчивости оползневого склона.

3.4 геотехнические расчеты: Расчеты в области механики грунтовых масс (в частности, на склонах), а также взаимодействия грунта с подземными частями зданий и сооружений.

3.5 геотехническое обоснование: Расчетные и опытные работы с целью оценки и прогнозирования поведения грунтов, в частности на склонах, и их взаимодействия с подземными частями зданий и сооружений.

3.6 голова оползня: Верхняя по склону часть оползневого массива.

3.7 давление непродавливания: Предельная величина оползневого давления на свайное противооползневое сооружение из условия непродавливания грунта между сваями.

3.8 защитное противооползневое сооружение: Конструкция, отклоняющая смещения оползневого грунта от защищаемого объекта и работающая в условиях обтекания грунтом.

3.9 коренная порода: Порода, не испытавшая перемещения в результате денудационных процессов или не выветрелая до состояния элювия.

3.10 коэффициент устойчивости (запаса устойчивости): Числовая величина, отражающая степень устойчивости склона. Если коэффициент больше единицы, склон (откос) считается устойчивым. Величина коэффициента меньше единицы соответствует нарушению устойчивого состояния склона и наступлению оползневой стадии. Коэффициент приблизительно равный единице означает состояние предельного равновесия грунтового массива, как правило, предшествующее оползневой стадии.

3.11 низовое противооползневое сооружение: Конструкция инженерной защиты, расположенная относительно рассматриваемого объекта со стороны низового склона.

3.12 низовой склон: Часть склона, расположенная ниже относительно рассматриваемого объекта.

3.13 нормативный коэффициент устойчивости (требуемый, допустимый): Минимально допустимый коэффициент устойчивости склона (откоса) с учетом всех возможных погрешностей исходных данных и средств математической их обработки для оценки степени устойчивости склонов.

3.14 опасный геологический процесс: Изменение состояния приповерхностной части литосферы (геологической среды), обусловленное естественными или техногенными причинами, которое может привести к негативным последствиям для человека, объектов хозяйства и окружающей среды.

3.15 оползень: Смещение горных пород со склонов, бортов карьеров, строительных выемок под действием веса грунта и объемных и поверхностных сил. Различают оползни скольжения, оползни выдавливания, вязко-пластические оползни, оползни внезапного разжижения, оползни гидродинамического разрушения.

3.16 оползневое давление: Результирующая сила давления грунтов (распределенного по глубине оползневого или оползнеопасного массива) на удерживающее сооружение, определяемая как погонная нагрузка по ширине оползня (кН/пог. м).

3.17 оползневой склон: Склон, на котором происходят или происходили в прошлом оползневые деформации пород.

3.18 откос: Вертикальный или круто-наклонный участок поверхности земли, сформированный в результате рельефообразующих процессов или инженерно-хозяйственной деятельности человека.

3.19 поверхность скольжения: Поверхность, по которой смещается оползневой грунтовый массив.

3.20 подпорная стена: Сооружение, предназначенное для противодействия боковому (откосному) давлению со стороны удерживаемого грунта.

3.21 противооползневое сооружение глубокого заложения: Свайное, свайно-анкерное или анкерное сооружение, предназначенное для компенсации недостатка удерживающих и/или избытка сдвигающих усилий в оползневом массиве с учетом всех существующих и прогнозируемых неблагоприятных условий и их сочетаний.

3.22 противооползневые мероприятия: Комплекс мер по повышению степени устойчивости, а также защите склонов и расположенных на них объектов от существующих и/или прогнозируемых оползневых явлений, включающий следующие сооружения и работы:

- регулирование баланса земляных масс на склоне;

- устройство противоэрозионных конструкций;

- регулирование поверхностного и подземного стока с устройством водоотводных и дренажных и противофильтрующих конструкций;

- возведение противооползневых сооружений глубокого заложения, подпорных и подпорно-планировочных стен и др.

3.23 противоэрозионные мероприятия: Материалы, конструкции и работы, направленные на защиту грунтов склона от поверхностной (смыв и размыв грунта, образование промоин) и глубинной эрозии.

3.24 склон: Наклонный участок поверхности земли, сформированный в результате действия рельефообразующих процессов или инженерно-хозяйственной деятельности человека.

3.25 удерживающее противооползневое сооружение: Конструкция, препятствующая или создающая стесненные условия для смещений оползневого грунта.

3.26 язык оползня: Нижняя по склону часть оползневого массива.

     4 Общие положения

4.1 Проект свайных противооползневых сооружений должен быть обоснован материалами инженерных изысканий, геотехническими расчетами и расчетами конструкций.

4.2 Основными принципами проектирования сооружений инженерной защиты, в частности свайных противооползневых сооружений являются:

- надежность конструкции (способность сооружения воспринимать нагрузку на протяжении всего срока службы без нарушения условий нормальной эксплуатации защищаемых им объектов и территорий);

- скорость возведения (сооружение на территориях развития активных оползневых процессов, должно быть построено в кратчайший срок);

- экономическая эффективность;

- максимальное использование удерживающей способности грунтов, расположенных ниже оползневых масс;

- широкое применение современных технологий, оборудования и механизмов, а также последних достижений в отрасли механики грунтов и фундаментостроении.

4.3 Проектирование противооползневых сооружений должно производиться с учетом изменения степени устойчивости склона на каждом этапе строительства. Строительство конструкций инженерной защиты не должно приводить к критическому снижению коэффициента общей и локальной устойчивости склона.

4.4 До введения противооползневых сооружений в эксплуатацию следует строго придерживаться технологической последовательности выполнения определенных проектом строительных работ на оползневых склонах.

4.5 Проектирование и строительство противооползневых сооружений на территориях развития активных оползневых процессов необходимо предусматривать в максимально сжатые сроки и при условии соблюдения соответствующего качества указанных работ.

     5 Исходные материалы для расчета и проектирования

     5.1 Общие положения

5.1.1 Расчет и проектирование свайных удерживающих сооружений инженерной защиты автомобильных дорог должны осуществляться на основании результатов комплекса изысканий, выполняемых специализированными проектно-изыскательскими организациями, с привлечением (в случае необходимости) научно-исследовательских структур.

Комплекс изысканий должен включать инженерно-геодезические и инженерно-геологические (а при необходимости - и геофизические, микросейсмические и др.) изыскания, а также техническое обследование существующих зданий и сооружений. В составе инженерно-геологических изысканий должна быть выполнена оценка устойчивости склона и (при необходимости) расчеты оползневых давлений.

5.1.2 В рамках изысканий должны быть решены следующие задачи:

- оценка хозяйственного и экологического значения территории и перспективы ее использования;

- оценка современного состояния существующих зданий и сооружений, дорог и коммуникаций с учетом выявленных у них деформаций;

- сбор сведений о выполненных ранее противооползневых мероприятиях, существующих сооружениях инженерной защиты, их состоянии, необходимости и возможности их ремонта, реконструкции и т. д.

5.1.3 Инженерные изыскания должны выполняться с соблюдением требований СП 47.13330, [1 2].

5.1.4 Расчеты устойчивости склонов и оползневых давлений должны выполняться с учетом требований СП 116.13330, а также [3].

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».