Примерная программа курсового обучения должностных лиц органов управления и сил гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а также работников организаций, на которых возложено выполнение обязанностей в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - должностные лица и работники ГО и РСЧС):
определяет организацию и порядок осуществления курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС;
устанавливает требования к уровню знаний и умений должностных лиц и работников ГО и РСЧС, прошедших курсовое обучение;
рекомендует примерный перечень тем занятий, их содержание и количество часов на освоение примерной программы курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС.
Целью курсового обучения является привитие должностным лицам и работникам ГО и РСЧС знаний и умений по организации и выполнению мероприятий ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а также выработка у них готовности и способности к использованию полученных знаний в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (далее - военных конфликтах и ЧС).
Основными задачами курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС являются:
- уяснение предназначения органов управления и составляющих сил ГО и РСЧС, решаемых ими задач, а также своих должностных обязанностей в области защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
- систематизация сведений по возможным опасностям, возникающим при военных конфликтах и ЧС, характерным для конкретного региона, муниципального образования или организации;
- овладение знаниями и умениями по минимизации влияния на население и территории опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, присущих конкретному региону, муниципальному образованию или организации, а также их совершенствование;
- отработка приемов и способов выполнения функциональных обязанностей по предназначению;
- осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения усилий органов управления и сил ГО и РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей.
Для достижения поставленной цели и задач при курсовом обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС должны быть реализованы следующие принципы обучения:
1) принцип сознательности, обеспечивающий высокую мотивацию обучающихся к получению и совершенствованию знаний и умений, глубокое понимание важности возложенных на них задач и высокого уровня ответственности;
2) принцип активности, предполагающий активное усвоение обучающимися изучаемого материала, активизацию их мыслительной деятельности и способности к самостоятельной работе;
3) принцип наглядности и максимального приближения обучения к реальным условиям выполнения функциональных обязанностей;
4) принцип систематичности, проявляющийся в организации и последовательной подаче материала ("от простого к сложному");
5) принцип доступности и посильности, реализующийся в делении материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно особенностям обучающихся;
6) принцип учета возрастных особенностей обучающихся, обуславливающий такие особенности подготовки, как:
- постановка конкретных промежуточных целей обучения на основе предварительной оценки потребностей обучаемых (ориентация на формирование конкретных знаний и умений);
- активизация жизненного опыта обучающихся, как важного источника знаний и мотивации к обучению;
- ориентация процесса обучения на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов "здесь и сейчас", освоение новых методов, применимых в различных ситуациях;
- поиск приемлемого результата, а не правильного ответа (необходимо учить искать большое количество разнообразных вариантов решения задачи и проводить экспертизу принятого решения);
7) принцип прочности знаний, обеспечивающийся применением разнообразных форм, методов и средств обучения, а также периодичностью подготовки;
8) принцип научности, предполагающий тщательный отбор информации, составляющей содержание обучения (обучающим должны предлагаться только прочно устоявшиеся и научно обоснованные знания).
При обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС рекомендуется комплексно использовать теоретические и практические формы обучения, такие как лекция, беседа, семинар, комплексное занятие и тренировка.
Теоретический материал изучается обучаемыми в ходе проведения лекций, бесед и семинаров в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства обучения, наглядные пособия, тренажеры, макеты, имитационные средства и образцы.
Лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.
Беседа проводится с целью передачи знаний обучаемым именно по тем вопросам, по которым они недостаточно подготовлены, а также для определения уровня их подготовки по отдельным темам.