Методические рекомендации по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований
(с изменениями на 24 августа 2021 года)
1. Методические рекомендации по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - Рекомендации) разработаны для использования территориальными органами Минюста России (далее - территориальный орган) при государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - государственная регистрация, устав, муниципальный правовой акт соответственно).
2. Должностные обязанности по осуществлению государственной регистрации рекомендуется закрепить в должностном регламенте федерального государственного гражданского служащего территориального органа, осуществляющего государственную регистрацию.
3. Для учета документов, представленных на государственную регистрацию, рекомендуется вести Книгу регистрации уставов (приложение N 1).
Сведения об опубликовании (обнародовании) проекта устава или муниципального правового акта, в том числе о зарегистрированном уставе или муниципальном правовом акте, могут содержаться в информационном письме об опубликовании (обнародовании) устава или муниципального правового акта и (или) непосредственно в самом источнике официального опубликования (газета или сборник) устава или муниципального правового акта.
4. Возврат устава или муниципального правового акта главе муниципального образования рекомендуется осуществлять сопроводительным письмом территориального органа с подписью начальника территориального органа (лица, исполняющего его обязанности) или заместителя начальника территориального органа с указанием оснований возврата, установленных частью 5 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", в течение пяти рабочих дней со дня поступления устава или муниципального правового акта в территориальный орган.
5. Решение о государственной регистрации принимается на основании проверки соответствия устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава или муниципального правового акта, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава или муниципального правового акта( )(далее - проверка на соответствие действующему законодательству).
_______________
Проверка на соответствие действующему законодательству проводится на дату государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
_______________
6. Решение о государственной регистрации рекомендуется оформлять в виде заключения территориального органа о государственной регистрации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Рекомендациям), подписанного начальником территориального органа (лицом, исполняющим его обязанности), после проведенной проверки указанных актов на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию)
В заключении о государственной регистрации рекомендуется отражать следующие сведения:
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию)
оценка соблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2017, N 1 (ч.1), ст.42) порядка принятия устава или муниципального правового акта;
соответствие содержания устава требованиям части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
соответствие устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;
наличие или отсутствие коррупциогенных факторов в уставе или муниципальном правовом акте;
вывод о возможности государственной регистрации устава или муниципального правового акта.
7. Результаты антикоррупционной экспертизы устава или муниципального правового акта отражаются в заключении о государственной регистрации законодательству или заключении об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта (приложение N 3).
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию)
При проведении антикоррупционной экспертизы уставов или муниципальных правовых актов в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения следует руководствоваться методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст.1084; 2012, N 52, ст.7507; 2013, N 13, ст.1575, N 48, ст.6278; 2015, N 6, ст.965, N 30, ст.4604).
8. Абзац утратил силу - приказ Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию.