5.3.1 Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог принимают в зависимости от их категории по таблице 5.7.
Таблица 5.7 - Основные параметры поперечного профиля проезжей части
Категория дороги | Число полос | Ширина полосы проезжей части, м | Ширина краевой полосы, м | Ширина обочины, м | Ширина земляного полотна, м (без ограждения) | |
Укрепленная часть | Ширина обочины без ограждения | |||||
2 | 3,0 | 0,5 | 0,75 | 2,0 | 10,0 | |
2 | 3,0 | 0,5 | 0,5 | 1,5 | 9,0 | |
1 | 4,5 | 0,5 | 0,5 | 1,5 | 7,5 | |
1 | 4,5/6,0* | - | - | 1,0 | 6,5/8,0* | |
* Параметры дорог приведены для расчетного транспортного средства - зерноуборочной машины. |
5.3.2 При стадийном сооружении дороги ширину полосы отвода и параметры искусственных сооружений и земляного полотна рассчитывают на перспективное число полос движения.
5.3.3 Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1 м для дорог категорий , , .
На тех участках дорог, где требуется установка ограждений барьерного типа, при регулярном движении широкогабаритных сельскохозяйственных машин (шириной более 2,5 м) ширина земляного полотна должна быть увеличена (за счет уширения обочин) в соответствии с требованиями 10.7.
5.3.4 Ширину земляного полотна, возводимого на ценных сельскохозяйственных угодьях, допускается принимать:
- 9,0 м - для дорог категории ;
- 8,0 м - для дорог категории ;
- 6,5 м - для дорог категории .
5.3.5 Ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью 60‰ и более, увеличивают с каждой стороны для дорог категорий , , на 0,25 м по сравнению с нормами, приведенными в таблице 5.7. Длина участков с уширенной проезжей частью должна быть для дорог указанных категорий не менее 50 м, а переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной не менее 15 м.
5.3.6 Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на участке примыкания к мостам и путепроводам длиной не менее 10 м должна превышать расстояние между перилами искусственных сооружений на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости проводят соответствующее уширение земляного полотна, а также проезжей части до ширины проезжей части на мостах с учетом полос безопасности; переход от уширенного земляного полотна к нормативному выполняют на длине 15-25 м.
5.3.7 Проезжую часть предусматривают с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог и, как правило, на кривых в плане радиусом 600 м и более для дорог категорий и . На кривых в плане меньшим радиусом предусматривают устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей), исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.
5.3.8 Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусмотрено устройство виражей) принимают в размере:
- 20‰ - для II-III дорожно-климатической зоны;
- 25‰ - для IV дорожно-климатической зоны;
- 15‰ - для V дорожно-климатической зоны.
На асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях поперечный уклон принимают от 15‰ до 20‰.
На гравийных и щебеночных покрытиях поперечный уклон принимают от 25‰ до 30‰, а на покрытиях из грунтов, укрепленных местными материалами, - от 30‰ до 40‰.
5.3.9 Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать не более чем от 10 до 30‰ поперечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных уклонов:
- от 30 до 40‰ - при укреплении с применением вяжущих;
- от 40 до 60‰ - при укреплении гравием, щебнем, шлаком или замощении каменными материалами;
- от 50 до 60‰ - при укреплении дернованием или засевом трав. Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон от 50‰ до 80‰.
5.3.10 Поперечные уклоны на виражах рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.8. При этом уклоны виража должны быть не менее поперечного уклона проезжей части на прямых участках.
Если расстояние между двумя смежными закруглениями, обращенными радиусами в одну сторону, меньше суммы длин отгонов виражей для этих закруглений, то между ними предусматривают также непрерывно односкатный профиль с уклоном этих виражей. Если уклоны данных смежных виражей неодинаковы, то предусматривают плавный отгон их разницы. При реконструкции, в целях уменьшения объемов работ по переустройству покрытия, на таких участках трассы допускается принимать переменные значения поперечных уклонов, соответствующие неполным отгонам этих смежных виражей.