5.2.1 В качестве элементов трассы, определяющих план и продольный профиль, следует принимать прямые и кривые постоянной и переменной кривизны с линейной и нелинейной закономерностью ее изменения. При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров для дорог категорий и рекомендуется принимать:
- продольные уклоны - не более 40‰ расстояния видимости:
- для остановки - не менее 175 м,
- встречного автомобиля - 350 м;
радиусы кривизны:
- для кривых в плане - не менее 1500 м;
- для кривых в продольном профиле:
- выпуклых - не менее 5000 м,
- вогнутых - не менее 2500 м.
5.2.2 Если по условиям местности не предоставляется возможным выполнить требования 5.2.1 или их выполнение связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом указаний 4.8 и 4.9. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по таблице 5.2, исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог, приведенных в таблице 5.1.
Таблица 5.2 - Расчетные параметры
Параметр плана и продольного профиля | Значение параметров при расчетной скорости движения, км/ч | ||||
70 | 60 | 40 | 30 | 20 | |
Наибольший продольный уклон (усовершенствованные покрытия), ‰ | 60 | 70 | 80 | 80 | 80 |
Расчетные расстояния видимости, м: | |||||
до остановки | 125 | 85 | 55 | 45 | 25 |
встречного автомобиля | 210 | 170 | 110 | 90 | 50 |
при обгоне | 600 | 500 | - | - | - |
Наименьшие радиусы кривых, м: | |||||
в плане (основные) | 200 | 150 | 80 | 80 | 80 |
в плане (в трудных условиях) | 150 | 100 | 60 | 30 | 30 |
в продольном профиле: | |||||
выпуклых | 4000 | 2500 | 1000 | 600 | 400 |
вогнутых | 2500 | 2000 | 1000 | 600 | 400 |
вогнутых (в трудных условиях) | 800 | 600 | 300 | 200 | 100 |
Примечание - В местах с длительными периодами гололеда продольные уклоны должны быть уменьшены на 20‰. |
5.2.3 Для дорог, располагаемых на трудных участках пересеченной местности, наибольший продольный уклон по сравнению с таблицей 5.2 допускается увеличивать на 20‰, на особо трудных участках - на 30‰ (кроме автопоездов и тракторных поездов), а радиусы кривых в плане уменьшать на расстояние не более: 15 м - для движения одиночных транспортных средств; 30 м - для движения автопоездов с одним полуприцепом или прицепом; 50 м - для движения автопоездов и тракторных поездов с двумя и более прицепами, если эти мероприятия снижают площадь занимаемых земель.
При расчете на массовое движение автопоездов (более 25% в общем составе движения) наибольший продольный уклон следует принимать не более 70‰.
5.2.4 Длину участка с затяжным уклоном в горных условиях определяют в зависимости от величины уклона, но она не должна превышать значений, приведенных в таблице 5.3.
Таблица 5.3 - Длина участка с затяжным уклоном
Продольный уклон, ‰ | Длина участка при высоте над уровнем моря, м | ||
1000 | 2000 | 3000 | |
60 | 1500 | 1200 | 800 |
70 | 1200 | 900 | 600 |
80 | 1000 | 600 | 500 |
90 | 500 | 200 | 150 |
5.2.5 На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60‰) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20‰ и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 5.3.
Размеры площадок для остановки автомобилей определяют расчетом, но с учетом нахождения на ней не менее чем трех-пяти грузовых автомобилей, а выбор места их расположения - из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов и по возможности у источников воды.
Независимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50‰ предусматривают противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,5-0,7 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом исходя из условия безопасной остановки автопоезда.
5.2.6 При радиусах кривых в плане менее 60 м необходимо предусмотреть смягчение наибольшего продольного уклона по 5‰ на каждые 5 м уменьшения радиуса кривой.
5.2.7 В трудных условиях пересеченной местности для осуществления обгонов необходимо (по возможности) не реже чем через 2-3 км устраивать на прямых и кривых больших радиусов специальные обгонные участки с обеспеченной видимостью. Минимальную длину обгонного участка принимают в зависимости от расчетной скорости движения на подходах к этому участку, обеспечиваемой геометрическими элементами. Длины обгонных участков приведены в таблице 5.4.