Статус документа
Статус документа

МУ 2.6.1.3387-16 Радиационная защита детей в лучевой диагностике

     
3.1. Обоснование лучевой диагностики

3.1.1. Проведение диагностических РРИ у детей обосновывают с учетом следующих положений:

- имеются клинические показания для диагностики;

- выбрано РРИ, результаты которого могут повлиять на ход лечения пациента;

- планируемое РРИ не повторяет недавно проведенных исследований;

- врачу-рентгенологу (радиологу) предоставлены данные, необходимые для проведения исследования;

- выбран наиболее щадящий в отношении облучения детей метод исследования;

- рассмотрены альтернативные (нерадиационные) методы диагностики.

3.1.2. В современной медицине используют трехуровневый подход к обоснованию назначения РРИ:

1) на первом уровне принимается, что надлежащее применение РРИ в медицине приносит больше пользы, чем вреда;

2) второй уровень рассмотрен в клинических стандартах лечения, где даны рекомендации по применению определенных РРИ при установленных или предполагаемых диагнозах заболеваний;

3) третий уровень обоснования относится к конкретному пациенту с его анамнезом, физиологическими особенностями, историей предыдущих радиационных и нерадиационных диагностических исследований.

3.1.3. Применение РРИ у детей должно быть тщательно обосновано с точки зрения сравнения диагностической пользы и радиационного риска возможных отдаленных последствий (онкологических заболеваний). Методические рекомендации MP 2.6.1.0098-15 "Оценка радиационного риска у пациентов при проведении рентгенорадиологических исследований" (далее MP 2.6.1.0098-15) содержат информацию для лечащих врачей и рентгенологов (радиологов) по этому вопросу. Уровни риска, соответствующие наиболее распространенным детским РРИ, приведены в прилож.1.

3.1.4. Радиационные риски, связанные с диагностическим применением ИИ, в большинстве случаев незначительны по сравнению с риском для здоровья ребенка-пациента вследствие неполучения необходимой диагностической информации. Однако имеется ряд РРИ, при использовании которых радиационным риском не следует пренебрегать.

3.1.5. Для классификации пожизненного радиационного риска для здоровья пациента, связанного с применением РРИ, используется международная шкала риска и примерно соответствующая эффективная доза у детей (табл.2).

Таблица 2

     
Шкала радиационного риска и эффективная доза у детей от РРИ

Категория риска

Риск (отн. ед.)

Разъяснение риска

Эффективная доза у детей, мЗв

Пренебрежимый

<10

менее 1 случая на миллион человек

<0,01

Минимальный

10-10

от 1 до 10 случаев на миллион человек

0,01-0,1

Очень низкий

10-10

от 1 до 10 случаев на сто тысяч человек

0,1-1,0

Низкий

10-10

от 1 до 10 случаев на десять тысяч человек

1-10

Умеренный

10-3·10

от 1 до 3 случаев на тысячу человек

10-30

Существенный

3·10-10

от 3 до 10 случаев на тысячу человек

30-100


Лучевая диагностика не создает таких доз у пациента, которые обусловливают риск, больший чем "существенный".

3.1.6. При выборе РРИ с учетом радиационного риска от его применения следует рассматривать состояние здоровья ребенка-пациента. Для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, безусловными критериями выбора являются информативность и оперативность метода диагностики. Для пациентов, находящихся в удовлетворительном состоянии, предпочтителен выбор метода лучевой диагностики с меньшим уровнем радиационного риска или метода без применения ИИ.

3.1.7. Врач-рентгенолог (радиолог) отвечает за проведение исследования и за радиационную защиту ребенка-пациента и других лиц, вовлеченных в проведение исследования: он/она выбирает методику РРИ, отвечающую клинической задаче, поставленной лечащим врачом, и оценивает возможности имеющейся аппаратуры для решения поставленной задачи. Рентгенолог (радиолог) оценивает обоснованность назначения процедуры и может отказать в ее выполнении, если: а) сочтет направление необоснованным; б) сочтет нецелесообразным ее выполнение на имеющейся аппаратуре; в) предложит для диагностики другой метод или другую аппаратуру.

3.1.8. Необходимо стремиться к уменьшению облучения детей-пациентов за счет как исключения необоснованных назначений РРИ, так и их необоснованных повторений. Врач-рентгенолог (радиолог) должен следить за суммарной дозой, которую получит ребенок, понимая, что каждая лучевая процедура увеличивает риск отдаленных последствий для здоровья (прилож.1 и MP 2.6.1.0098-15). Запрещается проведение повторных исследований для получения дубликатов изображения.

3.1.9. Диагностические исследования, проведенные в амбулаторно-поликлинических условиях, не следует дублировать в условиях стационара. Повторные исследования проводят при изменении течения болезни или при появлении нового заболевания, а также для получения расширенной информации о состоянии здоровья пациента.