8.1 Контейнерные краны (козловой, мостовой или портальный перегружатель) являются одним из основных типов машин и механизмов для перегрузки различных типов контейнеров разной массы (брутто) на КП промышленных предприятий. Для перегрузки крупнотоннажных контейнеров массой (брутто) 10, 24 и 30,5 т используют контейнерные перегружатели на пневмоколесном и рельсовом ходу грузоподъемностью на захвате 20, 32 и 40 т.
Козловые краны изготавливают бесконсольными, одно- и двухконсольными по ГОСТ 24390.
8.2 Контейнерные козловые краны используют для перегрузки и складирования типов контейнеров 1ААА, 1АА, 1А, 1АХ, 1ВВВ, 1ВВ, 1В, 1ВХ, 1СС, 1С, 1СХ на КП.
8.3 Контейнерные погрузчики (автоконтейнеровозы-погрузчики и ричстакеры) для обработки контейнеров выбирают исходя из параметров контейнеров.
От типоразмеров контейнерных погрузчиков зависят размеры штабелей, ширина сквозных проездов и проездов с разворотом.
Главные характеристики погрузчиков:
- высота штабелирования максимум в четыре контейнера (1 над 3);
- число ярусов контейнеров в штабеле - 1-4 для ричстакеров.
8.4 Технология работы КП обусловлена типом применяемого оборудования, которое можно разделить на три основные группы:
- Группа A. Специализированное контейнерное мобильное оборудование для подъема-переноса-опускания контейнеров, сочетающее в себе функции складской грузоподъемной машины (крана) и транспортирующей машины, обеспечивающей как перемещение контейнеров между грузовыми фронтами и складом, так и складирование контейнеров в нужной точке площадки (то есть оборудование, выполняющее все операции перегрузки и транспортирования контейнеров на площадке).
- Группа B. Специализированное контейнерное крановое оборудование с ограниченной мобильностью, предназначенное для подъема-переноса-опускания контейнеров только в пределах зоны передвижения крана. Для перемещения контейнеров между грузовыми фронтами и зонами склада требуется дополнительное оборудование группы C - контейнерные транспортирующие машины.
- Группа C. Специализированные контейнерные транспортирующие машины, в основном циклического действия, предназначенные только для горизонтального перемещения контейнеров между грузовыми фронтами.
8.5 Складское оборудование группы A
Большегрузные вилочные погрузчики. При значительной дистанции перевозки целесообразно сочетание автопогрузчиков с оборудованием группы C.
Ричстакеры. Используют для складирования, а также для перевозки контейнеров на небольшие расстояния. Имеются модификации для погрузки-выгрузки железнодорожных платформ на первом и втором железнодорожном путях (рейлстакеры). При значительной дистанции перевозки целесообразно сочетание автопогрузчиков с оборудованием группы C.
Портальные погрузчики - АКВ. Высота штабелирования - от 1+1 до 3+1.
Штабелеры для груженых и порожних контейнеров.
8.6 Складское оборудование группы B
Перегружатели на пневмоходу, оборудованные поворотными на 90 градусов тележками, которые передвигаются не только вдоль штабеля контейнеров, но и двигаются по кривой, переезжая от штабеля к штабелю. Для транспортирования по горизонтали их используют в сочетании с другими видами оборудования группы C.
Перегружатели на рельсовом ходу. Предоставляют возможность полной автоматизации операций, при которой крановщик становится лишь вспомогательным звеном компьютерной системы управления.
8.7 Складское оборудование группы C
Оборудование группы C представлено специализированными контейнерными транспортирующими машинами, предназначенными только для горизонтального перемещения контейнеров. Оборудование группы C работает только совместно с оборудованием группы Б и иногда группы А.
Для транспортирования контейнеров между грузовыми фронтами применяют дизельные тягачи с полуприцепами:
- полуприцепы с усиленной рамой и направляющими для установки контейнеров, буксируемые терминальными или серийными магистральными тягачами;
- автопоезд из тягача и контейнерных тележек.