Действующий

О Прогнозе научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года

Таблица 2.1.5

     

Объемы потерь ключевых видов сельскохозяйственной продукции

Культура

2011

2015

тыс.т

% объема производства

тыс.т

% объема производства

Зерно

945

1,0

1005

1,0

Картофель

1469

4,5

2252

6,7

Овощи и бахчевые

469

2,9

500

2,9


Источник: Росстат.

Россия входит в десятку крупнейших производителей комбикормов в мире. По итогам 2014 г., в России произведено 25,6 млн т комбикормов. Основным потребителем продукции комбикормовой промышленности является птицеводство, и ситуация, видимо, сохранится в перспективе (в 2015 г. производство комбикормов для птицеводства выросло на 6,7%). Комбикорма для птицы составляют 58% всего российского производства комбикормов; еще 26% приходится на комбикорма для свиней, 13% - для крупного рогатого скота. За период 2010-2014 гг. отечественный рынок комбикормов вырос более чем на 40%. В отрасли активно идут процессы импортозамещения, в особенности по относительно высокотехнологичным видам продукции, по которым пока сохраняется импортозависимость. Так, доля отечественных премиксов (смесей микроэлементов, витаминов, ферментов, антибиотиков, антиоксидантов на основе измельченных отрубей, известняковой муки) увеличилась с 64 до 82%, а в стоимостном объеме - с 45 до 84%.


Рыбохозяйственный комплекс

Россия занимает 5 место в мире по вылову морских биоресурсов. Этот показатель вырос с 3,1 млн т в 2003 г. до 4,1 млн т в 2012 г. в том числе в связи с эффективным реформированием государственного регулирования отрасли. Однако сохраняется значительная зависимость отрасли от экспорта сырья на зарубежные рынки при достаточно больших объемах импорта готовой рыбной продукции в Россию. Долгое время объем импорта рыбопродукции, будучи значительно меньше в натуральном выражении, был сопоставим с объемами экспорта (например, 2,3 млрд долл. импорта против 3,1 млрд долл. экспорта в 2011 г.). Доля отечественной рыбопродукции в розничной торговле не превышала 50% вплоть до последнего времени; в 2015 г. она выросла до 65% в связи с эмбарго.

К числу основных факторов риска развития отечественного рыбохозяйственного комплекса, угрожающих его долгосрочной глобальной конкурентоспособности, относятся следующие:

Устаревание российского рыболовного флота в отсутствии эффективных мер стимулирования строительства новых рыболовецких судов на отечественных верфях, приводит к значительному росту операционных издержек в отрасли, снижая ее конкурентоспособность.

Природно-климатические факторы (недостаток тепла) ограничивают развитие аквакультуры и марикультуры в России. Нехватка коммерциализованных российских технологий в данной сфере в условиях ослабления курса рубля делает данную отрасль еще менее конкурентоспособной. Ее роль ограничивается обеспечением наиболее дешевого животного белка для отдельных групп населения (карп, толстолобик для школьного питания, снабжения армии продовольствием; вероятно, талоны на рыбную продукцию в рамках адресной поддержки наименее обеспеченных слоев общества).

Россия значительно отстает от мирового уровня по технологиям ускоренной селекции и создания генно-инженерно модифицированных пород рыб. Успехи селекции и генно-инженерной модификации за рубежом ведут к созданию новых, одомашненных пород рыб, значительно превосходящих по пищевой ценности и вкусовым качествам представителей, обитающих в дикой среде родственных видов (форель и др.).

Низкая добавленная стоимость российской рыбной продукции и соответственно недостаточный уровень бюджетных доходов от функционирования отрасли может сделать значительно более выгодной сдачу в аренду права вылова российских морских биоресурсов китайским, японским, европейским компаниям, по сравнению с выдачей квот на вылов отечественным организациям.

Внедрение новых международных ограничений на выбросы и сбросы морских судов в рамках конвенции МАРПОЛ может стать инструментом ограничения доступа российского рыболовного флота в ряд традиционных для российских промысловиков конвенционных районов, акваторий международных вод (в первую очередь, Северная Атлантика), что связано с недостаточным технологическим уровнем отечественного двигателестроения.

В мире стремительно растет доля продуктов питания из гидробионтов, произведенных в аквакультуре. В ближайшие годы объемы рыбного промысла и выращивания рыбы в аквакультуре должны сравняться. Тем временем, доля аквакультуры в российском производстве рыбопродуктов составляет около 3%. В рамках государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса и в соответствии с рядом текущих поручений высших лиц Российской Федерации создаются условия для ускорения развития отрасли аквакультуры, однако пока это не дает радикальных результатов. В период до 2020 г. объем производства аквакультуры вряд ли превысит 400 тыс.т. К 2030 г. при нынешнем состоянии мирового рынка, а также экономического регулирования и технологических условий в отрасли, он вряд ли достигнет 1 млн т.

В этих условиях возникают реальные угрозы, связанные с падением спроса на продукцию отечественного рыболовства на зарубежных рынках и затоваривания отечественного рынка дешевой импортной аквакультурной продукцией. Эти риски еще более возрастают в связи с тем, что в ряде стран начинается выращивание и реализация населению генетически модифицированной рыбы, отличающейся меньшей себестоимостью за счет лучшей конверсии корма и более быстрым ростом.

Нельзя также недооценивать силу кампаний по формированию общественного мнения за рубежом. Известно искусственно нагнетаемое на потребительских рынках зарубежных стран недоверие к продукции рыбного промысла в связи с возможным вредом океанической рыбы, аккумулирующей пластиковые частицы и другие загрязняющие вещества. Такие информационные кампании ослабляют позиции отечественных рыбопромысловиков и экспортеров и усиливают позиции зарубежных производителей аквакультуры. По данным экспертных интервью, проведенных НИУ ВШЭ, они уже стали причиной падения спроса на отечественный минтай в США и на других зарубежных рынках.

Необходимо заблаговременное формирование механизмов государственной поддержки отечественных рыбопромысловиков и создание предпосылок для возникновения альтернативных форм занятости в прибрежных рыбопромышленных монопрофильных городах и поселках (например, в сфере аквакультуры, аквабиотехнологии, аквабиохимической промышленности, туризма). Также необходимо продолжение и усиление программ развития аквакультуры в России. По всей видимости, в долгосрочной перспективе рынок продукции морского промысла будет только сжиматься, и российский рыбохозяйственный комплекс должен быть к этому готов.

Экспорт, импорт и импортозамещение


Российский АПК является экспортоориентированным и по многим позициям - глобально конкурентоспособным сектором. Российский АПК вносит вклад в размере до 0,8% в мировое агропромышленное производство, при этом доля России в мировом экспорте продукции АПК достигает 1,3%. Годовой экспорт продукции АПК вырос с примерно 3 млрд долл. в первой половине 2000-х гг. до 16,2 млрд долл. в 2015 г. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-июне 2016 г. составил 7,31 млрд долл. США, что на 4,2% больше, чем в январе-июне 2015 г. Объемы экспортных поставок увеличились больше всего по таким товарным позициям, как пшеницы и меслина (в 1,7 раза), водка (на 24,6%). Основными статьями российского экспорта являются базовые продукты невысокой глубины переработки - зерно (пшеница, ячмень), семена подсолнечника, растительное масло. Следует отметить, что преобладание сырья в сельскохозяйственном экспорте также характерно для ряда развитых стран, в частности Австралии и Канады. Ожидается экспортная экспансия российских сельхозтоваропроизводителей по таким крупным товарным позициям, как сахар, мясо птицы, мясо свиней, яйца куриные, масло сливочное, кукуруза и соя, отходы и остатки пищевой промышленности (жмыхи, шроты и пр.), шоколад. Прогнозируется также рост экспортных поставок многих нишевых товаров, включая текстильные материалы из тонкорунной шерсти овец и шерсти ягнят, льна и конопли; мед; деликатесные мясные продукты оленеводства и мараловодства, пищевые и лекарственные продукты леса и др. Имеются заделы в сфере экспорта пищевой продукции средней и высокой глубины переработки.


Наиболее сильные позиции Россия занимает на мировом зерновом рынке. По данным Министерства сельского хозяйства США, доля России в глобальном экспорте пшеницы выросла с 4% в 2001/2002 сельскохозяйственном сезоне до 14% в 2014/2015. Имеются все предпосылки для существенной диверсификации географии поставок российского зерна. Например, Россия и Украина увеличили свою долю в закупках зерна Мексикой с менее 1% в 2013/2014 сельскохозяйственном сезоне до 12% в 2014/2015. Закупки зерна Нигерией в Черноморском регионе выросли за тот же период с 1% до 17%.

Россия играет лидирующую роль в мировом экспорте минеральных удобрений, которые занимают третье место в структуре российского экспорта после продукции ТЭК и металлургии, но уровень потребления отечественных удобрений сельхозтоваропроизводителями остается низким. Россия производит 17-20 млн т удобрений в год. В 2015 г. объем производства удобрений минеральных или химических (в пересчете на 100% питательных веществ) составил 19,9 млн т. Наша страна находится на втором месте после Китая по экспорту азотных и фосфорных удобрений (13,0% мирового экспорта в 2014 г.) и второе место после Канады по экспорту калийных удобрений (21,8% мирового экспорта). Отрасль производства минеральных удобрений в РФ отличают уникальность запасов сырья и их широкая видовая представленность: наличие всех видов минерального сырья, включая природный газ, серу, фосфор- и калийсодержащие руды. Верхнекамское месторождение калийных солей, используемых в производстве калийных удобрений, - одно из крупнейших в мире (запасы более 3 млрд т). Перспективные месторождения фосфатов и калийных солей имеются в Поволжье, Сибири и других регионах страны. Отмечается высокая экспортная ориентированность производства (60-80% его объёма экспортируются) при низком нормативном внесении удобрений отечественными сельхозтоваропроизводителями. Сезонные субсидии на закупку удобрений выступают существенной статьей расходов федерального бюджета, при этом далеко не обеспечивая достижения рекомендуемых показателей по внесению питательных веществ в почву.


Россия остается одним из мировых лидеров по объему импорта продуктов питания, несмотря на значительное его сокращение в 2015-2016 гг. в результате введения эмбарго против ряда стран и девальвации рубля. Объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составил в 2015 г. 26,5 млрд долл. против 39,9 млрд долл. в 2014 г., уменьшившись на 33,6% преимущественно за счет сокращения физических объемов импортных поставок изделий и консервов из мяса (в 3,3 раза), мяса птицы свежего и мороженого (на 44,2%), алкогольных напитков (на 41,8%), рыбы свежей и мороженой (на 38,3%), сыров и творога (на 36,5%), сливочного масла (на 37,3%), мяса скота свежего и мороженого (на 26,7%), табачных изделий (на 9,4%), цитрусовых (на 7%). Мясо (кроме мяса птицы) составляет 7,6% объема продовольственного импорта, напитки - 5,5%, рыба - 3,5%, молоко и сливки сгущенные - 1,6%, мясо птицы и сливочное масло - по 1,1%. Доля импорта продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами в России достигала 25-30% в 2015-2016 гг. При этом в импорте преобладает продукция высокой глубины переработки, и основная его часть (более 80%) приходится на страны дальнего зарубежья.