Действующий

О Прогнозе научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года

Таблица 2.2.3

     

Динамика затрат на технологические инновации организаций, занятых в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Затраты на технологические инновации, млн руб.

в действующих ценах

9221,9

11058,7

12698,2

12182,8

10837,7

8760,9

12562,9

16908,0

29974,3

25864,4

20143,0

в постоянных ценах 1995 г.

888,3

924,6

933,0

758,6

661,6

468,3

579,4

720,0

1218,0

980,4

708,9

В процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

0,8

0,8

0,8

0,6

0,5

0,4

0,4

0,6

0,9

0,7

0,5


Источник: НИУ ВШЭ по данным Росстата.

В структуре затрат предприятий пищевой промышленности на технологические инновации доминируют капитальные вложения в приобретение машин и оборудования (61,6%) (рис.2.2.3). Значимость ИР в инновационных процессах в отрасли остается на низком уровне (14,5% в 2015 г., для сравнения: в среднем по промышленности - 22,9%), что является еще одним индикатором невысокого уровня реального спроса бизнеса на разработки отечественной науки. Удельный вес в затратах на инновации других "интеллектуальных" видов инновационной деятельности - приобретения новых технологий, программных средств, обучения персонала, маркетинговых исследований - не превышает 1,4%.



Источник: НИУ ВШЭ по данным Росстата.

Рис.2.2.3. Структура затрат на технологические инновации организаций, занятых в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака, по видам инновационной деятельности (%): 2015


Отражением неустойчивости инновационной деятельности в пищевой промышленности и недостаточности инвестиций на эти цели является ее слабая результативность. Темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции остаются низкими: доля инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции пищевой промышленности в 2015 г. не превышала 4,8% (средняя в промышленном производстве в целом - 7,9%). Вплоть до недавнего времени абсолютные объемы инновационной продукции в отрасли (в сопоставимых ценах) не имели устойчивых тенденций к росту, однако в 2012-2015 гг. наметилось серьезное - почти на 53% - увеличение производства инновационных товаров, в том числе обусловленное импортозамещением. В 2015 г. их объем достиг 209,3 млрд руб. (таблица 2.2.4). Выпускаемая инновационная продукция в основном ориентирована на внутренний рынок: ее экспорт до 2014 г. колебался в пределах 8-21%, в 2015 г. наметился заметный рост - до 32%.