Динамика затрат на технологические инновации организаций, занятых в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Затраты на технологические инновации, млн руб. | |||||||||||
в действующих ценах | 9221,9 | 11058,7 | 12698,2 | 12182,8 | 10837,7 | 8760,9 | 12562,9 | 16908,0 | 29974,3 | 25864,4 | 20143,0 |
в постоянных ценах 1995 г. | 888,3 | 924,6 | 933,0 | 758,6 | 661,6 | 468,3 | 579,4 | 720,0 | 1218,0 | 980,4 | 708,9 |
В процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,9 | 0,7 | 0,5 |
Источник: НИУ ВШЭ по данным Росстата.
В структуре затрат предприятий пищевой промышленности на технологические инновации доминируют капитальные вложения в приобретение машин и оборудования (61,6%) (рис.2.2.3). Значимость ИР в инновационных процессах в отрасли остается на низком уровне (14,5% в 2015 г., для сравнения: в среднем по промышленности - 22,9%), что является еще одним индикатором невысокого уровня реального спроса бизнеса на разработки отечественной науки. Удельный вес в затратах на инновации других "интеллектуальных" видов инновационной деятельности - приобретения новых технологий, программных средств, обучения персонала, маркетинговых исследований - не превышает 1,4%.
Источник: НИУ ВШЭ по данным Росстата.
Рис.2.2.3. Структура затрат на технологические инновации организаций, занятых в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака, по видам инновационной деятельности (%): 2015
Отражением неустойчивости инновационной деятельности в пищевой промышленности и недостаточности инвестиций на эти цели является ее слабая результативность. Темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции остаются низкими: доля инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции пищевой промышленности в 2015 г. не превышала 4,8% (средняя в промышленном производстве в целом - 7,9%). Вплоть до недавнего времени абсолютные объемы инновационной продукции в отрасли (в сопоставимых ценах) не имели устойчивых тенденций к росту, однако в 2012-2015 гг. наметилось серьезное - почти на 53% - увеличение производства инновационных товаров, в том числе обусловленное импортозамещением. В 2015 г. их объем достиг 209,3 млрд руб. (таблица 2.2.4). Выпускаемая инновационная продукция в основном ориентирована на внутренний рынок: ее экспорт до 2014 г. колебался в пределах 8-21%, в 2015 г. наметился заметный рост - до 32%.