Действующий

О Прогнозе научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года

1.3. Экологические вызовы


Глобальное потепление климата влечет за собой снижение агроклиматического потенциала планеты, и многие районы традиционного земледелия становятся непригодными для сельского хозяйства, в том числе из-за опустынивания одних территорий и затопления других. По прогнозам, сельское хозяйство относится к отраслям, которые будут подвержены эффектам изменения климата в наибольшей степени. Ожидаемые эффекты глобального потепления в целом значительны и негативны для урожайности сельхозугодий и продуктивности сельского хозяйства, но дифференцированы по регионам мира. Острой проблемой является дефицит воды для орошения, который характерен, прежде всего, для стран тропического пояса. Другая проблема глобального масштаба - распространение имеющих сельскохозяйственное значение вредителей и болезней в новые районы. Глобальное потепление меняет природные условия во многих районах, делая их пригодными для обитания теплолюбивых/влаголюбивых вредителей и возбудителей болезней. Все это ведет к новым экономическим рискам для агробизнеса, обусловливая трансформацию издержек на адаптацию к природным факторам из "предсказуемых условно постоянных" в "плохо предсказуемые" переменные издержки.


В связи с этим важным для России направлением является интенсификация климатических и экосистемных научных исследований и проведение комплекса НИОКР, направленных на создание возможностей для развития климатоадаптивной инфраструктуры. Она предусматривает комплекс технических решений по системам орошения, фитосанитарному и ветеринарному контролю, раннему оповещению об экстремальных природных явлениях, новые материалы для зданий и сооружений и т.д. Должны получить ускоренное развитие системы водосберегающего орошения в южных регионах страны; выведение сортов и пород животных, устойчивых к негативным воздействиям окружающей среды, эмерджентным инфекциям; санитарные меры для снижения рисков распространения сельскохозяйственных вредителей в новые районы. Потребуется также разработка стратегий по сохранению ювенильных биоценозов в условиях климатических изменений.

Снижение естественного породного и сортового разнообразия ведет к сокращению возможностей долгосрочной диверсификации сельского хозяйства. Глобальное биологическое разнообразие продолжает сокращаться (в 2005 г. на 32-33% по сравнению с 1970 г.) в результате хозяйственной деятельности человека - сведения лесов, экстенсивного сельского хозяйства, антропогенного потепления климата. В долгосрочной перспективе разрушение естественного биоразнообразия влечет за собой значительные негативные последствия, включая снижение устойчивости агрокомплекса к сельскохозяйственным вредителям и болезням, падение биопродуктивности агроценозов, сокращение генетического пула селекции, семеноводства и племенного дела, значительный рост уязвимости естественных экосистем к антропогенным воздействиям. Все это может создавать серьезные риски для продовольственной безопасности.


Для России проблемы сокращения биоразнообразия не столь актуальны, как для стран Африки, Южной Азии и других регионов. Однако нельзя недооценивать риски, связанные с интенсивным сельскохозяйственным использованием земель степной зоны и зоны полупустынь, где экосистемы характеризуются значительной хрупкостью, негативными эффектами нерационального использования удобрений в растениеводстве для водных экосистем, распространением инвазивных видов, вредителей и болезней в новых ареалах. Необходима более тесная координация между Минсельхозом России и Минприроды России в сфере природозащитной деятельности, поддержания и развития сети особо охраняемых природных территорий.

Эрозия, уплотнение и потеря плодородия почв, нехватка воды для орошения, истощение грунтовых вод подрывают устойчивое развитие сельских территорий. Деградация экосистем под воздействием сельского хозяйства - серьезная угроза для устойчивого развития (особенно, развивающихся стран), хотя острота этой проблемы, по некоторым признакам, начинает идти на спад. Оценки экономического ущерба от деградации земель для развивающихся стран разнятся в диапазоне от 1 до 7% от ВВП в год.


В России различным видам деградации подвержены значительные площади сельскохозяйственных угодий, прежде всего в ключевых черноземных районах. В числе причин - нерациональные севообороты, недостаточное и несбалансированное внесение удобрений, применение устаревшей тяжелой техники. Так, ежегодный вынос питательных веществ из почвы вследствие сельскохозяйственной деятельности втрое превышает их возврат с вносимыми минеральными и органическими удобрениями. Для сохранения и повышения плодородия почв в России требуются увеличение объемов внесения минеральных удобрений и внедрение технологий адаптивно-ландшафтного земледелия. Немаловажно и повышение ответственности собственников и арендаторов за сохранение потенциала сельскохозяйственных земель, усиление экологического контроля и надзора в сельском хозяйстве.

Наблюдается все более широкое принятие принципов устойчивого развития в агропромышленной политике многих стран мира. Масштабные негативные последствия высокоинтенсивных практик сельского хозяйства 1950-2000-х гг. привели к формированию деградированных, потерявших агропродуктивность сельхозугодий, площадь которых измеряется сотнями миллионов гектар. Это заставило многие страны пересмотреть принципы своей аграрной политики. Одним из инструментов обеспечения устойчивости сельского хозяйства служат системы добровольной сертификации экологической ответственности агропроизводителей.


Отказ от перехода на принципы устойчивого сельского хозяйства, циркулярной экономики и нулевого углеродного следа может в долгосрочной перспективе привести к критическим потерям доступа на международные рынки, резкому сокращению экспортных доходов. Минсельхозу России необходимо на регулярной основе отслеживать глобальные тренды в сфере внедрения принципов устойчивого сельского хозяйства и поддерживать проведение отечественных НИОКР, направленных на повышение экологической эффективности АПК.

Потеря биопродуктивности Мирового океана стимулирует ускоренное развитие аквакультуры (преимущественно малоценных тепловодных быстрорастущих рыб). Оценка экономического ущерба или недополученной экономической выгоды от неэффективной организации мирового морского промысла оценивается в 50 млрд долл. ежегодно. В последние десятилетия наблюдается стагнация объемов вылова гидробионтов Мирового океана в условиях избыточных мощностей флота, а также постоянного совершенствования орудий и приемов лова. Это связано с выходом на предельно допустимые или превышающие предельно допустимые объемы вылова всех основных ценных пород рыб и других морских организмов. Тем временем увеличение производства рыбного белка является важнейшим ресурсом для решения глобальной продовольственной проблемы. По оценке ФАО, на рыбу и иные морепродукты приходится 17% протеинов животного происхождения, потребляемых человеком. Исчерпание возможностей роста промысла при постоянном росте спроса на продукты питания из гидробионтов (один из самых дешевых видов животного белка) привело к быстрому развитию аквакультуры, или рыбоводства. По данным ФАО, за прошедшие 20 лет объем продукции аквакультуры в мире утроился и достиг в 2014 г. 78 млн т; это - самый быстрорастущий сегмент мирового рынка продовольствия.


Угрозы нелегального промысла гидробионтов, наносящего значительный урон водным экосистемам, будут сохраняться на высоком уровне. Незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел (ННН-промысел), по оценкам экспертов, ежегодно приносит ущерб мировой экономике в размере от 10 до 23 млрд долл. США. Помимо экологических рисков и сокращения налоговых поступлений в государственный бюджет, это угроза для устойчивого управления рыбным хозяйством, стабильного социально-экономического положения и продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе. Вопрос ликвидации браконьерского промысла не может быть решен посредством инструментов на национальном уровне, поскольку рынки сбыта нелегальной продукции являются международными. Необходим дальнейший прогресс по ратификации странами мира Соглашения ФАО о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации браконьерского промысла (2009), а также по принятию к исполнению Международного плана действий ФАО по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного промысла (2001).