Интенсивный рост спроса на продовольствие, увеличение потребления животноводческой продукции способствует росту долгосрочных рисков нестабильности на мировых агропродовольственных рынках. По оценкам ФАО и ОЭСР, в результате роста численности населения и душевых доходов к 2050 г. глобальное производство продукции АПК должно вырасти на 60-70% по сравнению с 2000-ми гг., что будет означать необходимость производства дополнительных 940 млн т зерновых и 200-300 млн т мяса в год. Поскольку основным источником корма для выращивания мясного и отчасти молочного скота является зерно, потенциально годное в пищу, большее потребление мяса означает увеличение нагрузки на экосистемы и меньшую доступность простых продуктов питания для широких слоев населения. В то же время среднегодовые приросты продуктивности сельского хозяйства ожидаются на уровне ниже 1,7% и будут, по существующим прогнозам, снижаться, если не произойдет активное внедрение радикальных технологических инноваций. Темпы прироста численности населения в мире составляют 1,13%, увеличивается среднее душевое потребление продовольствия. Поэтому существует долгосрочный риск превышения темпов роста спроса над темпами роста предложения.
В этой ситуации России необходимо своевременно занять твердые позиции на мировых рынках сельскохозяйственной продукции, включая как сырье, так и продукцию глубокой переработки. Драйверами для этого являются модернизация крупных предприятий, оптимизация использования агроклиматического потенциала, концентрация товарного сельского хозяйства в южных регионах. Приоритетными рынками должны стать страны с развивающейся экономикой (прежде всего, Ближний и Средний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Центральная Африка, а также страны Евразийского экономического союза), где покупательная способность населения растет быстрее, чем возможности национальных АПК.
Растущая концентрация населения в крупных городах ведет к обострению проблемы бесперебойного снабжения урбанизированных зон продуктами питания. По данным ООН, в период с 1950 г. по 2014 г. доля городского населения в мире выросла с 30% до 54% и к 2050 г. достигнет 66%. Серьезные опасения с точки зрения обеспечения стабильности функционирования больших производственных и распределительных систем вызывает быстрый рост мегаполисов с численностью населения свыше 10 млн чел. Они характеризуются сложной логистической инфраструктурой, высокой интенсивностью хозяйственных процессов, каскадными эффектами в случае сбоев в функционировании отдельных элементов инфраструктуры, критической зависимостью жителей от произведенной за пределами таких городов продукции, прежде всего продовольствия. Проблема гарантированного бесперебойного снабжения крупных урбанизированных зон продуктами питания может быть решена за счет развития инфраструктуры урбанизированного сельского хозяйства. На сегодняшний день такие технологии, как вертикальные фермы и роботизированные тепличные комплексы, в России остаются невостребованными из-за высоких издержек в условиях экстенсивного развития АПК. Но по мере технологического прогресса в этой сфере, структура издержек, связанных с указанными технологиями, может радикально измениться. В таком случае Россия будет вынуждена стать импортером подобных технологий, упустив окно возможностей для их самостоятельного развития.
Поскольку Россия является страной больших городов, внедрение организационных и логистических решений для гарантированного предотвращения перебоев в снабжении продовольствием крупных городских агломераций должно стать одним из приоритетов в сфере продовольственной безопасности.
Продолжается рост объемов сельскохозяйственного производства и интенсивности международной торговли продовольствием. В последние годы, несмотря на эффекты глобального финансово-экономического кризиса и растущую мировую нестабильность, среднегодовые темпы прироста агропромышленного производства не опускались ниже 2% в том числе в России. Одним из негативных последствий роста международной торговли продукцией АПК стала волатильность мировых продовольственных рынков, усиление их зависимости от спекулятивной активности, оторванной от реального соотношения спроса и предложения. Это создает угрозы продовольственной безопасности на общенациональном уровне для беднейших развивающихся стран, а также для бедных слоев населения ряда стран, не относящихся к этой категории.
Для России указанные тенденции представляют окно возможности для завоевания новых продовольственных рынков развивающихся стран.
Требования национальной продовольственной безопасности ограничивают возможности снятия международных торговых барьеров. Позиция национальных правительств многих стран по вопросам продовольственной безопасности все больше расходится с принципами свободной международной торговли. В рамках ВТО и других международных механизмов развитые страны способны ограничить доступ на собственные продовольственные рынки с использованием мер нетарифного регулирования, эффективно добиваясь значительной открытости внутренних рынков развивающихся стран. Подобное положение дел ослабляет производственный потенциал АПК многих развивающихся стран, придерживающихся политики открытого продовольственного рынка. В силу таких причин, как возможное геополитическое давление, скоординированное эмбарго и другие враждебные действия, правительства ряда стран склонны считать, что продовольственная безопасность определяется не эффективным доступом на глобальный рынок продовольствия, а долей национальной продукции АПК на внутреннем рынке.
Риски внешнеполитического давления для России сегодня особенно высоки. Это требует проведения сбалансированной политики регулирования внутренних рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, которая, с одной стороны, обеспечит определенный уровень конкуренции со стороны зарубежных поставщиков, с другой - не приведет к потере отечественными поставщиками доли на внутреннем рынке. Проведение такой политики приведет и уже приводит к ответным ограничениям со стороны потенциальных импортеров российского продовольствия. По многим перспективным товарным позициям, таким как свинина, мясо птицы, сахар и др., рынки большинства развитых стран для нашей страны фактически закрыты. Заметную роль в ограничении российского экспорта играют также нетарифные барьеры и ограничения, активно применяемые развитыми странами для защиты национальных производителей. Поэтому больше внимания следует уделять поддержке экспорта продукции АПК, прежде всего, в развивающиеся страны, а также развитию участия России в евразийских интеграционных объединениях, прежде всего ЕАЭС.
Экономическая глобализация в условиях субсидирования сельскохозяйственного производства в развитых странах приводит к подавлению роста АПК развивающихся стран, усилению их зависимости от импорта сырья, технологий, оборудования и готовой продукции. С момента вступления в силу Соглашения ВТО по сельскому хозяйству в 1995 г. субсидирование сельскохозяйственного производства и экспорта развитыми странами приводит к подавлению инвестиций в модернизацию АПК развивающихся стран. Многие субсидии, которые правительства развитых стран по формальным критериям относят к субсидиям "зеленой корзины" (инструменты, не искажающие рынок), таковыми по характеру их конечных эффектов на мировую торговлю не являются. Негативным фактором с точки зрения развития импортозамещающего и экспортноориентированного сельского хозяйства в развивающихся странах является протекционистская политика развитых стран в сфере сырья для сельского хозяйства и легкой промышленности как результат эффективного лоббирования интересов крупных национальных агрохолдингов.
Россия должна быть готова к серьезным барьерам для выхода отечественных сельхозтоваропроизводителей на зарубежные рынки, в особенности на рынки продукции с высокой добавленной стоимостью и рынки развитых стран. Это может привести к кризисным явлениям в отраслях, демонстрирующих высокую динамику - свиноводстве, птицеводстве, производстве сахара, маслодельной промышленности по мере насыщения внутреннего рынка. Существенное внимание должно быть уделено развитию инструментов государственной поддержки агропромышленного экспорта, включая обеспечение высококачественной, детализированной аналитики мировых рынков.
Сохраняющееся в развивающихся странах представление об АПК как экономической деятельности на сельских территориях сдерживает развитие новых рынков и технологий. Видение АПК как сектора, привязанного к производственным системам сельских территорий, зависимого от факторов сезонности и требующего больших земельных ресурсов, в обозримой перспективе может стать устаревшим в связи с развитием технологий урбанизированного сельского хозяйства и промышленного синтеза продуктов питания. Уже сегодня получают все более широкое развитие тепличные комплексы, в том числе расположенные в крупных городах, с высокой степенью автоматизации производственных процессов и размещением растений в несколько ярусов. Развиваются доступные широким слоям населения малые домашние системы гидропоники и аэропоники, позволяющие значительно повысить продовольственную безопасность крупных городов, создать дополнительные стимулы для розничных сетей в направлении повышения качества обслуживания населения. На фоне этих зарождающихся трендов, которые в течение нескольких лет могут радикально изменить аграрные рынки развитых стран, во многих регионах мира продолжается проведение в жизнь устаревшей аграрной политики.
В случае неспособности отечественного АПК быстро адаптироваться к происходящим переменам проведение в жизнь стратегий, основанных на устаревших представлениях о сельскохозяйственном производстве, может в долгосрочной перспективе привести к потерям существующих позиций на мировом рынке продовольствия и технологий, неспособности занять ниши в принципиально новых рыночных сегментах, снижению конкурентоспособности традиционных сельхозтоваропроизводителей на внутреннем рынке.
Динамичность бизнес-моделей и технологий АПК нередко является причиной болезненных социально-экономических последствий, в числе которых банкротства компаний, сокращение занятости, уменьшение площадей пахотных земель, деградация сельской инфраструктуры. Стратегии развития крупных агропромышленных компаний часто создают условия, неблагоприятные для работы малых агропроизводителей и индивидуальных хозяйств. Обладая высокой гибкостью за счет возможности применения новейших доступных и создания принципиально новых технологий (использования агрохимикатов нового поколения, генно-инженерно модифицированных организмов, роботов и пр.), быстрого привлечения и географического перераспределения капитала, крупные транснациональные корпорации эффективнее решают экологические, социальные, регуляторные и иные проблемы. Так, в стремлении завоевать новые рыночные ниши и снизить конкурентное давление, они могут идти на временную убыточность в рамках скрытого демпинга, относя издержки своих масштабных модернизационных программ на более поздние периоды, пользуясь низкими процентными ставками и государственной поддержкой, тогда как средние и малые производители, а особенно индивидуальные хозяйства, оказываются вынуждены сворачивать деятельность, не выдерживая конкурентного давления.
В России технологический разрыв между крупными агрохолдингами и малыми хозяйствами проявляется особенно остро из-за низкой доступности кредитов для малого агробизнеса при одновременно высоких рисках инвестирования в него. Решением этой проблемы могут стать содействие сельскохозяйственной кооперации и кредитное финансирование крупных кооперативов. Необходима взвешенная и осторожная политика в отношении допуска на внутренний рынок крупных транснациональных компаний в АПК. С одной стороны, их присутствие на внутреннем рынке в определенных масштабах полезно для повышения уровня конкуренции и, соответственно, качества продукции. Полезными могут быть также совместные проекты и предприятия с ними, включая сотрудничество с российскими научными центрами. Особое внимание должно уделяться формированию и продвижению отечественных компаний - "национальных чемпионов" с потенциалом выхода на глобальные рынки. По мере повышения открытости АПК должна соблюдаться осторожность, направленная на защиту интеллектуальной собственности отечественных центров компетенций: должна быть обеспечена высокая степень локализации производств зарубежных компаний в сфере биотехнологий, агрохимии, сельскохозяйственного и пищевого машиностроения.