СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 21 декабря 2016 года N 242-45-2016/ЕД-4-2/24563@


Обзор положительного опыта взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения



Во исполнение пункта 3.5.2 протокола совместного заседания коллегий Федеральной налоговой службы и Следственного комитета Российской Федерации по вопросу "Повышение эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения" от 07.06.2016 N 2 изучена практика межведомственного взаимодействия в 2015-2016 годы.

Противодействие налоговым преступлениям в сегодняшних трудных экономических условиях является крайне важной задачей для Федеральной налоговой службы и Следственного комитета Российской Федерации. Зачастую их расследование - сложный и трудоемкий процесс, поскольку многие из таких преступлений связаны с применением сложных финансовых схем налоговой оптимизации, совершаются в условиях неочевидности, а их следы тщательным образом скрываются.

Результаты работы на данном направлении деятельности свидетельствуют о наличии устойчивой тенденции роста количества возбужденных уголовных дел при снижении удельного веса отказов в их возбуждении по результатам рассмотрения следственными органами материалов налоговых проверок, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ.


Во многом таких результатов удалось достичь благодаря образованию в каждом регионе страны постоянно действующих межведомственных рабочих групп, задача которых заключается в оперативном решении вопросов в сфере противодействия налоговым преступлениям.

Данная форма работы позволила создать платформу, на которой возможно регулярно обсуждать спорные вопросы и принимать совместные решения, а также вырабатывать эффективные алгоритмы совместных действий по выявлению преступных налоговых схем.

В Волгоградской и Ярославской области в результате работы в названном формате возбуждены уголовные дела в отношении налогоплательщиков, использующих схемы дробления бизнеса, уклоняющихся от представления документов.


В ходе мероприятий налогового контроля и предварительного расследования было достоверно установлено, что действия налогоплательщика по включению в структуру бизнеса ИП-"дилеров" направлены не на достижение каких-либо целей предпринимательской деятельности, а на создание формального документооборота с целью минимизации налоговых обязательств и получение необоснованной налоговой выгоды в виде разницы налоговых обязательств при применении общеустановленного режима налогообложения и специального режима налогообложения в виде уплаты ЕНВД.

Применение налогоплательщиком такой схемы уклонения от налогообложения и правомерность произведенных доначислений подтверждены решениями судов всех инстанций.

По результатам расследования в бюджет возвращено 65 млн. рублей, а уголовное дело прекращено на основании п.1 ст.28.1 УПК РФ.

Работа налоговых и следственных органов в рамках заседаний межведомственных рабочих групп позволяет определять перспективу уголовного преследования еще на стадии проведения налоговой проверки, что наилучшим образом сказывается на оперативности возбуждения уголовных дел и возможности уголовно-процессуальными полномочиями блокировать сокрытие имущества от взыскания налоговой задолженности.

Наиболее эффективно удается решить поставленные задачи в Амурской, Волгоградской, Ярославской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, республиках Татарстан, Коми, городах Москве и Санкт-Петербурге, где налажено изучение материалов налоговых органов до направления их в следственные подразделения в порядке ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации. Подобные меры позволяют правильно избрать тактику проведения налоговой проверки, своевременно привлечь сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью закрепления обстоятельств, которые будут иметь в дальнейшем значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и установления имущества, подлежащего аресту.

Например, в октябре текущего года по ходатайству следователя Главного следственного управления по городу Санкт-Петербургу судом наложен арест на денежные средства одной из крупнейших транспортных компаний России ООО "Деловые линии" на сумму более полутора миллиардов рублей (1,6 млрд. рублей). Перспективы уголовного преследования обсуждались в рамках межведомственной рабочей группы еще на стадии оформления результатов выездной налоговой проверки.

В период с сентября по ноябрь 2016 года самый крупный поставщик компьютерной техники Северо-Западного региона ООО "Компания "Марвел" возместил ущерб в сумме свыше одного миллиарда рублей (1,2 млрд. рублей).

Решение о незамедлительном возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц данной компании в целях недопущения вывода активов также было принято на заседании межведомственной рабочей группы.

В Пермском крае на заседании межведомственной рабочей группы достигнута договоренность, что в ходе мероприятий налогового контроля подлежит анализу финансовая составляющая деятельности налогоплательщика, а именно - установление направлений расходования денежных средств.

Ярким примером результатов такой положительной практики является уголовное дело в отношении руководителя Чернушинского потребительского общества "Хлеб".

Поступивший в следственный орган материал налоговой проверки содержал сведения о расходовании руководителем данного юридического лица денежных средств. При этом, как было установлено, часть денежных средств перечислялись в организацию, в которой руководитель ПО "Хлеб" являлся учредителем, что с очевидностью свидетельствовало о наличии личного интереса.

Следователем после изучения указанных материалов оперативно возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.199.1 УК РФ. В ходе расследования руководителем общества причиненный ущерб возмещен в полном объеме.

Положительного отзыва заслуживает практика взаимодействия в Амурской области, где следователи на первоначальном этапе расследования уголовных дел либо рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях в обязательном порядке выясняют все обстоятельства у наиболее осведомлённых представителей налоговых органов, принимавших участие в проведении соответствующих налоговых проверок, а также при необходимости - сотрудников профильных подразделений регионального аппарата, что позволяет им максимально быстро вникнуть в зачастую весьма запутанные схемы уклонения от уплаты налогов.

Так, допросы сотрудников налоговой инспекции, участвовавших в проведении выездной налоговой проверки ООО "Суперстрой" с доначислением, главным образом расчётным методом налогов на сумму свыше 115 млн. рублей, дали возможность следователю при поддержке оперативных сотрудников своевременно отыскать и изъять необходимый объём финансово-хозяйственных документов первичного учёта общества для проведения экономической судебной экспертизы.

Учитывая стремление обвиняемого по данному уголовного делу добровольно возместить неуплаченный налог, было принято решение о поэтапном снятии ареста с его имущества под условием его реализации и перечисления обвиняемым вырученных денежных средств в бюджетную систему.

По итогам уголовное дело прекращено на основании п.1 ст.28.1 УПК РФ.

Вынесение судом обвинительного приговора по уголовному делу по факту уклонения от уплаты налогов директором ООО "Строймонтаж" стало возможным благодаря активной и слаженной работы налоговых и правоохранительных органов Республики Коми.

Расследование было осложнено тем, что решением Арбитражного суда г.Москвы удовлетворено заявление общества о признании недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Сложившаяся ситуация была незамедлительна обсуждена на межведомственном совещании, на котором принято решение об обжаловании решения суда и в связи с этим выработан комплекс следственных и иных процессуальных действий, направленный на сбор дополнительных доказательств совершения преступления.

В ходе следствия выявлены дополнительные эпизоды преступной деятельности директора ООО "Строймонтаж", в связи с чем были возбуждены уголовные дела по ч.2 ст.327 УК РФ по факту использования поддельных документов по взаимоотношениям с "фирмами-однодневками" и по ч.3 ст.159 УК РФ по факту незаконного заявления и получения к возмещению налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по фиктивному контрагенту.

Представление в апелляционный суд полученных доказательств из материалов уголовного дела позволило разбить доводы налогоплательщика и убедить суд вышестоящей инстанции в законности решения инспекции о привлечении к ответственности названного общества за совершение налогового правонарушения.

Практика возбуждения уголовных дел по статье 327 УК РФ заслуживает особого внимания, поскольку не позволяет налогоплательщикам выстроить позицию защиты, используя поддельные документы и исключить принятие на основании таких документов необоснованных решений судами, используемых в дальнейшем в качестве преюдиции.

Необходимо отметить, что другим немаловажным условием успешной совместной работы являются меры, принятые в Томской области.

Там, в целях обеспечения взыскания доначислененных платежей по каждой выездной налоговой проверке принимаются решения по обеспечительным мерам в соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ и определяются объекты имущества, находящиеся в собственности должностных лиц проверяемых налогоплательщиков. Указанная информация прилагается к материалам проверок, направляемым в следственные органы.

Во всех случаях при выявлении фактов сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов, материалы направляются в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ.

Трудность в расследовании уголовных дел данной категории заключается в установлении прямого умысла на сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам. Ведь такие действия, как правило, совершаются законным способом путем совершения различных гражданско-правовых сделок.

В связи с этим требуется доказать, что действия с денежными средствами и имуществом совершены исключительно с одной целью - воспрепятствовать принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам.

Например, в 2015 году возбуждено 2 уголовных дела, в том числе по текущей задолженности ООО "ЗапСибБурНефть" на 39 млн. рублей, а также по материалам выездной проверки авиакомпании "Томск Авиа" на 102 млн. рублей, по которым был доказан вывод денежных средств из-под принудительного механизма взыскания задолженности по налогам и сборам на общую сумму более 72 млн. рублей.

Следует обратить внимание на наработанную в Ставропольском, Краснодарском краях и Республике Коми практику взыскания ущерба при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в рамках гражданского судопроизводства.

Анализ показал, что положительная практика взаимодействия сложилась в описанных регионах благодаря сотрудникам налоговых и следственных органов, которые в полном объеме и на постоянной основе используют предоставленные им действующим законодательством возможности, при этом неукоснительно выполняют требования, предъявляемые вышестоящим руководством.

Только выстроенная на сегодняшний день система взаимодействия следователя и налогового инспектора позволяет разбираться в сути выявленных налоговых правонарушений и своевременно давать им уголовно-правовую оценку.

Достичь еще более значительного результата на данном направлении деятельности возможно исключительно при слаженном и тесном взаимодействии, постановке единых целей, а также преодолении разногласий, возникающих между заинтересованными ведомствами.

Изложенное сообщается для использования в практической деятельности в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения.

Заместитель Председателя
Следственного комитета
Российской Федерации
Е.Е.Леоненко

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
Д.В.Егоров




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»