Статус документа
Статус документа

Правила технического обслуживания и текущих ремонтов тепловозов ЧМЭ2, ЧМЭ3

7.2. Дизель и вспомогательное оборудование

7.2.1. В случае необходимости (при наличии записи в дефектной ведомости о неплотности блока) произвести гидравлическое испытание водяной полости блока до разборки дизеля горячей водой температурой 60-70°С, давлением 0,3 МПа (3 кгс/см) в течение 3 мин.

7.2.2. Визуально осмотреть состояние блока и картера. Обратить особое внимание на целостность сварных швов в нижнем и верхнем поясах блока. Трещины и свищи в блоке и картере устранить сваркой согласно требованиям Инструктивных указаний по сварочным работам. О произведенных сварочных работах сделать запись в паспорте тепловоза с приложением эскизов.

Течь воды по отдельным свищам допускается устранять путем покрытия блока со стороны полости охлаждения ремонтной пастой или мастикой с предварительной разделкой мест повреждения, постановкой латок с резиновыми прокладками или шурупов.

Разрешается устранение свищей в блоке с применением клея ГЭН-150 (В) или эпоксидных смол по специальной инструкции ЦТ МПС.

7.2.3. При ревизии блока и картера дизеля должны быть проверены надежность крепления блока с картером и картера с рамой тепловоза. Ослабленные гайки и болты закрепить, негодные крепежные детали заменить. Допускается эксплуатация дизеля с двумя не рядом расположенными оборванными шпильками крепления блока к картеру с каждой стороны дизеля.

7.2.4. Картерные люки отремонтировать. Осмотреть и очистить (от металлических частиц) постоянные магниты, расположенные в 4, 5 и 6-м отсеках картера.

7.2.5. Измерить втулки цилиндров до выемки последних из блока. Измерение вести в двух плоскостях (перпендикулярной и параллельной оси коленчатого вала) и в трех поясах по высоте. При этом первый пояс измерения должен располагаться в зоне контакта первых двух колец поршня при положении последнего в верхней мертвой точке (в.м.т.), второй пояс - в зоне контакта этих же колец при положении поршня в нижней мертвой точке (н.м.т.), а третий - в нижней части втулки (примерно на расстоянии 10-15 мм от торца).

7.2.6. Цилиндровые втулки из блока выпрессовать, предварительно отметив их положения в блоке. Втулки, имеющие износ рабочей поверхности более допускаемого размера или коррозию стенок более 50% толщины, глубокие риски, задиры, подплавление металла на рабочей поверхности и трещины независимо от размера и места расположения, заменить. Допускается оставлять цилиндровые втулки без замены, если риски и мелкие задиры на paбочей поверхности имеют глубину не более 0,5 мм и общую площадь не более 50 см. Наработок в верхней части втулок от работы поршневых колец не более 0,15 мм зачистить до плавного перехода. Риски, забоины и мелкие задиры без следов подплавления металла зачистить шабером.

7.2.7. Цилиндровая втулка, вынутая из блока, должна быть очищена от накипи и нагара и храниться в вертикальном положении. Перед постановкой новой или годной старой цилидровой втулки в блок должны быть выполнены следующие работы:

а) измерить и определить овальность отверстия блока под втулки (по установочному поясу) и зазор между блоком и втулкой; овальность отверстия более 0,15 мм допускается устранять шабровкой поверхности установочного пояса. Зазор между блоком и цилиндровой втулкой в верхней и нижней частях должен быть в пределах допускаемых размеров;

б) в целях продления срока службы разрешается цилиндровые втулки, имеющие износ не более 0,5 мм при овальности (не менее) 0,2 мм, поворачивать на 90° по отношению к оси коленчатого вала дизеля;

в) медную уплотнительную прокладку отжечь и для устранения неровностей обжать под прессом. Поверхность прокладки должна быть чистой, без забоин, неровностей, складок и надрывов;

г) поверхности втулки и блока, контактирующие с резиновыми кольцами, очистить от коррозии и грязи. Разрешается поверхность втулки, контактирующую с резиновыми кольцами, обезжирить и покрыть клеем ГЭН-150 (В).

Резиновые уплотнительные кольца цилиндровых втулок заменить независимо от состояния. Надетые на втулку кольца уплотнить в ручьях легкими ударами деревянного молотка и смазать дизельным маслом. Скручивание колец не допускается;

д) овальность установленной в блоке втулки допускается до 0,08 мм сверх овальности, полученной при ее измерении до постановки в блок, и не должна превышать допускаемый размер. Разрешается опиливать верхний направляющий пояс втулки при зажиме ее в блоке для устранения овальности. Герметичность блока после сборки дизеля проверить опрессовкой водой в соответствии с требованиями п.7.2.1 настоящих Правил, но в течение 15 мин. Течь воды и "потение" в соединениях не допускаются.

7.2.8. Коренные подшипники коленчатого вала разобрать для ревизии и определения ступенчатости рабочих (нижних) вкладышей. Перед разборкой измерить зазоры "на масло", их разность, зазоры в "усах" и осевой разбег коленчатого вала, провисание и расхождение щек, проверить плотность посадки вкладышей и крышек. Измерить толщину всех вкладышей и результаты записать в карту измерений. Разборку и ревизию рабочих вкладышей коленчатого вала производить через одну опору. После выемки поршней из цилиндра измерить расхождение щек коленчатого вала по шестому колену.

Плотность посадки вкладышей определяют по относительному расположению линии разъемов вкладышей и корпуса подшипника. Плотность посадки крышки определяют по отсутствию зазора между боковинами крышки и рамой картера и косвенно - во величине усилия, необходимого для снятия крышки.

Зазор "на масло" измерять шупом по оси вала в вертикальной плоскости между шейкой вала и верхним вкладышем, "провисание" шеек - в той же плоскости между шейкой вала и нижним вкладышем.

За действительный зазор "на масло" принимается полусумма зазоров, измеренных с каждой стороны подшипника.

7.2.9. Провести ревизию вкладышей подшипников. Проверить натяг и прилегание каждого вкладыша на постели. Заменить вкладыши, имеющие натяг, выходящий за пределы допускаемых размеров, наклеп на поверхности стыков, трещину в теле, риски шириной более 3 мм, задиры и отслаивание антифрикционного слоя, выкрашивание баббитовой заливки более 10% рабочей площади, предельный износ, при котором зазор "на масло", ступенчатость и провисание вала выходят за допускаемые нормы.

При подозрении на трещину последнюю необходимо выявить методом цветной дефектоскопии или обмеливанием. Измерение толщины вкладыша производить по одной линии в средней части с каждой стороны на расстоянии 30 мм от торцов. Минимальный размер принимается за действительную толщину вкладыша.

7.2.10. Натяг и деформацию бронзовых вкладышей контролировать по плотности посадки и площади прилегания к постели стенда.

Вкладыши, сжатые в постели стенда, перемещающиеся при обстукивании деревянным молотком, заменить.

Прилегание вкладышей по краске к достели стенда должно быть равномерным и не менее 70% площади. Нормальный натяг вкладышей допускается восстанавливать наращиванием торцов вкладышей в плоскости разъема омеднением, хромированием или электроискровым способом.

7.2.11. Определить ступенчатость рабочих (нижних) вкладышей коренных подшипников одного и того же вала, имеющих различные ремонтные градации; определение ступенчатости производить с учетом разницы по толщине вкладышей между градациями 0,25 мм. Например, измерением установлена толщина вкладышей 10,20; 10,48; 10,10, т.е. вкладыши принадлежат к градациям 1p, 2р, 1р. Приводя вкладыши к преимущественной (1р) градации, получаем 10,20; 10,23; 10,10. Следовательно, ступенчатость данных вкладышей 10,23-10,10 =0,13 мм.

7.2.12. При необходимости замены вкладышей коренных подшипников руководствоваться следующими положениями:

а) допускается в условиях депо производить частичную или полную смену вкладышей подшипников коленчатого вала без съемки блока. При необходимости замены более четырех рабочих вкладышей новыми все рабочие вкладыши данного вала заменить с соблюдением норм на их ступенчатость;

б) восстановление нормального зазора "на масло" производить, как правило, за счет замены рабочих (нижних) вкладышей, если ступенчатость рабочих вкладышей не превышает нормы, нормальный зазор "на масло" устанавливать за счет замены нерабочих (верхних) вкладышей;