Статус документа
Статус документа

Правила технического обслуживания и текущих ремонтов тепловозов ЧМЭ2, ЧМЭ3

4.3. Электрические машины

4.3.1. Обдуть сжатым воздухом и очистить наружные поверхности вблизи смотровых люков всех электрических машин.

Открыть смотровые люки электрических машин, коробки зажимов вспомогательных электрических машин, провести их ревизию. Доступные части электрических машин протереть салфетками, смоченными в авиационном бензине. Проверить наличие втулок или другой дополнительной изоляции на выходе кабелей из корпуса машины При отсутствии этих деталей установить их.

4.3.2. Произвести ревизию коллекторов. Поверхность их под щетками должна быть гладкой, без задиров и следов оплавления. При наличии брызг металла от перебросов или кругового огня на коллекторе зачистить эти места без нарушения формы коллектора с продорожкой рядом находящихся ламелей и произвести тщательную очистку дорожек между коллекторными пластинами от угольной пыли жесткой волосяной щеткой. При необходимости произвести шлифовку коллекторов при вывешенной колесной паре в соответствии с требованиями п.7.3.60 настоящих Правил. В случае появления у тягового генератора или двухмашинного агрегата подгара и почернения коллекторных пластин без их деформации (западание или выпучивание) провести настройку коммутации путем проверки правильности установки щеток физической нейтрали и регулировки зазоров под добавочными полюсами. Шлифовку коллектора производить в крайних случаях, когда почернение допущено и имеется значительный подгар на платинах.

Шлифовку коллекторов тяговых генераторов производить переносным суппортом в соответствии с требованиями п.7.3.60 настоящих Правил. После каждой шлифовки произвести реостатные испытания для наведения политуры на коллекторы. Запрещается шлифовка коллектора шкуркой.

При отсутствии на коллекторе якоря тягового электродвигателя "дорожки" между щетками измерить продольный разбег якоря в подшипниках.

Осмотреть нерабочую поверхность коллектора, петушки. При обнаружении дефектов пайки провести более тщательную настройку щеточного аппарата, проверить работу системы вентиляции.

4.3.3. Проверить укладку и крепление шин в кабельных межкатушечных соединениях.

4.3.4. Проверить плотность прилегания к остову всех крышек, исправить поврежденные уплотнения. Проверить целостность трубок для подачи смазки в подшипники, наличие и надежность крепления на них масленок.

4.3.5. Машины, повреждения которых не могут быть устранены на месте или имеющие сопротивление изоляции ниже установленных норм и не восстанавливаемое сушкой на смотровой канаве, с тепловоза снять, провести ревизию с разборкой и устранением выявленных неисправностей.

4.3.6. Изоляторы протереть, удалив имеющиеся на них пыль и законченность. Коллекторы, передний нажимной конус протереть салфеткой, смоченной в бензине. Бандаж переднего нажимного конуса при необходимости зачистить, покрыть изоляционной эмалью ГФ-92ХК или НЦ-929.

Запрещается выпуск машин с затяжкой меди, наличием пыли и грязи в межламельном пространстве коллекторов, следами переброса, перегрева коллекторов.

4.3.7. Проверить состояние щеткодержателей и их крепление на кронштейнах. Щеткодержатели, имеющие трещины, неисправный нажимной механизм, ослабление изоляторов, наплыв меди и сильные поджоги, заменить отремонтированными. При замене щеткодержателя или щеток новые или старые щетки притереть по коллектору.

4.3.8. Проверить состояние щеток и их гибких шунтов. Рабочая поверхность щеток должна быть гладкой и блестящей. Щетки, имеющие трещины, сколы, ослабшие шунты, износ более допускаемых размеров, заменить. Марка щетки должна соответствовать марке, установленной заводом-изготовителем для данной электрической машины или согласованной с ЦТ МПС. Запрещается ставить на одну машину щетки разных марок. Разрешается оставлять в работе щетки, имеющие незначительные сколы (5% рабочей поверхности) после притупления острых кромок. При смене щеток не допускать ударов пальцев пружин щеткодержателей по щеткам.

После замены полного комплекта щеток электрическая машина должна проработать на холостом ходу 20-30 мин. Затем потемневшие пластины коллектора тщательно очистить.

4.3.9. Проверять крепление главных и добавочных полюсов и подшипниковых щитов, ослабшие болты закрепить. Запрещается оставлять в работе тяговые электродвигатели с признаком ослабления главных и добавочных полюсов.

4.3.10. Провести ревизию и проверить состояние выводных кабелей тяговых электродвигателей, прочность подвешивания, крепления в клицах и наличие резиновых прокладок.

4.3.11. Проверить крепление электрических машин, состояние проводов, наличие штифтов. Провести ревизию доступных частей вентиляторов электрических машин.