2.5.1. Колеса зубчатых передач тепловоза с предельным износом зубьев, трещиной у основания зуба или изломом хотя бы одного зуба подлежат замене. Устранять износ и трещины зубьев колес наплавкой или сваркой запрещается. Разрешается при текущем ремонте оставлять в работе зубчатые колеса:
а) если вмятины, мелкие раковины в виде сыпи и другие дефекты имеют глубину не более 0,5 мм, а отдельные - до 1 мм и их общая площадь не превышает 25% рабочей поверхности одного зуба;
б) с отколом части зуба, если отколовшаяся часть, начиная от торца зуба, не превышает 10% его длины. Острые кромки дефектного зуба скруглить.
2.5.2. Износ зубьев цилиндрических зубчатых колес следует определять непосредственным измерением: толщину зуба - штангензубомером, длину общей нормали - зубомерной скобой, износ зубьев конических зубчатых колес - косвенным путем, т.е. по характеру работы передачи. Работа конической зубчатой передачи считается нормальной, если зубчатые колеса вращаются свободно, без толчков и рывков, при этом боковой зазор между зубьями не превышает нормы. Радиальный зазор зубьев составляет не менее 0,10 мм и относительное смещение зубьев по "затылкам" не превышает 1,5 мм.
2.5.3. При сборке зубчатых передач должны быть соблюдены следующие условия:
а) боковой и радиальный зазоры между зубьями зубчатых колес должен быть в пределах норм, указанных в технологической документации, а прилегание (контакт) зубьев по их длине (по краске) должно составлять не менее 70% у цилиндрических зубчатых колес и 30% у конических зубчатых колес со стороны узких концов зубьев;
б) торцовое биение цилиндрического зубчатого колеса, установленного на валу, при измерении индикатором по окружности впадин не должно превышать установленных норм;
в) точка касания зубьев зубчатых колес, т.е. точка приложения окружного усилия, должна находиться на начальной окружности обоих зубчатых колес;
г) боковой зазор между зубьями зубчатых колес конической передачи следует регулировать смещением зубчатых колес на валах или зубчатых колес вместе с валами; у зубчатых колес цилиндрической передачи, как правило, - подбором зубчатых колес, а в регулируемых конструкциях - изменением межцентрового расстояния. Измерение бокового зазора между зубьями зубчатых колес в зависимости от конструкции передачи производить индикатором, щупом или по свинцовой выжимке не менее чем в четырех точках окружности. Радиальный зазор между зубьями зубчатых колес определять до свинцовой выжимке;
д) при нормальном боковом зазоре относительное смещение зубьев парных зубчатых колес (ступенчатость) допускается не более 1,5 мм. Работа зубчатой передачи считается нормальной, если зубчатые колеса вращаются свободно и переход от одного зуба к другому, т.е. выход из зацепления одного зуба и начало зацепления следующего зуба, происходит без толчков и рывков.