Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года

4.2.3. Инновационные проекты


Среди новых перспективных форм развития и повышения эффективности научно-технологического потенциала следует указать национальные инновационные проекты.

Анализ проектов по внедрению инновационных технологий и современных материалов в энергетике, отобранных рабочей группой Минэнерго России, показывает два источника перспективных проектов и, соответственно, два направления развития научно-технологического потенциала.

Первое направление - в рамках ПИР организаций ТЭК с государственным участием происходит инициирование проектов, целью которых является модернизация существующих предприятий ТЭК для поддержания его устойчивого функционирования и развития в условиях ограничения импорта некоторых современных технологий в связи с санкциями. Инициаторами проектов и драйверами модернизации выступают крупные добывающие и генерирующие компании, в собственности которых находятся энергетические объекты и сети. Они заинтересованы в бесперебойном функционировании этих объектов и повышении их энергоэффективности. Эти компании привлекают к сотрудничеству институты РАН, университеты и отраслевые исследовательские центры, обладающие необходимыми научными и технологическими заделами. Они также способны добиться финансовой и законодательной поддержки своих проектов со стороны государства.

Эти же компании заинтересованы в дальнейшем заниматься коммерциализацией полученных результатов, используя их на своих предприятиях для повышения их эффективности, либо выводя их на рынок в качестве коммерческого продукта.

Другой источник проектов - институты РАН, университеты и крупные отраслевые научные центры, заинтересованные в доведении своих научных и технологических заделов до коммерческих образцов. Они ищут поддержки государства и внешних инвесторов, в качестве которых могут выступать крупные частные компании и госкомпании, работающие в сфере ТЭК. Во многих случаях здесь речь идет о возобновлении НИОКР, начатых в советские времена (нередко еще в 60-70-е годы) и остановленных из-за произошедшего в 90-е годы общего развала сферы прикладных исследований и разработок.

Главными координаторами проектов этого направления и источником государственной поддержки выступают министерства (в первую очередь Минэнерго России), а основной рамкой таких проектов является импортозамещение.