В структуре затрат на НИОКР по источникам финансирования в России превалируют средства государственного сектора. Доля расходов федерального бюджета во внутренних затратах на исследования и разработки составила 80% в 2010-2012 годах и 88% в 2013 году в отличие, например, от США, где основные затраты несет предпринимательский сектор (66,4%), а доля государства составляет менее 30% расходов.
За рубежом сложилась практика поддержки отраслевыми министерствами разработки технологий на ранних стадиях, когда они еще не представляют интереса для бизнеса, в том числе по причине неприемлемо высоких рисков. В России же часто поддержку получают (в результате лоббирования или низкокачественной экспертизы) уже достаточно продвинутые разработки, но по тем или иным причинам отвергнутые бизнесом и потому заведомо обреченные на неудачу (как не имеющие никаких шансов на внедрение).
Финансирование НИР из госбюджета росло все "нулевые" годы, однако структура расходов была при этом далека от оптимальной. Большая часть выделенных из госбюджета ресурсов направлялась на оплату труда (которая при этом все равно остается неадекватно низкой). Затраты на оборудование в 2007 году составили всего 4,9% внутренних затрат на исследования и разработки, в 2008 году они уменьшилось до 4,7%. К 2014 году этот показатель увеличился и составил 6,9%.
Столь низкая доля капитальных затрат в общих внутренних затратах на исследования и разработки означает, что оснащение научного труда в стране все больше отстает от зарубежного уровня. Остается сильно неравномерным распределение информационной и коммуникационной обеспеченности по секторам экономики: в энергетическом секторе она 2,7 раза ниже, чем в финансовой сфере.
Доля затрат на НИОКР в ВВП России (1,19%) в три раза меньше, чем в Швеции (3,6%), Финляндии (3,48%), Кореи (3,37%) и Японии (3,44%), в два раза меньше чем в США (2,68%), Австрии (2,56%), Дании (2,55%) и Германии (2,54%). Следует отметить, что этот показатель существенно зависит от уровня развития и доли в ВВП отраслей, традиционно инвестирующих значительные средства в НИОКР (фармацевтика, автомобилестроение, электроника, информационно-коммуникационные технологии). В России приоритетом должно стать повышение эффективности финансирования НИОКР, а не увеличение его абсолютной величины.
Затраты на одного исследователя в России (50 тыс. долл.) в 5 раз меньше, чем в Германии и Швеции (253 тыс. долл.), почти в 5 раз меньше, чем в Нидерландах (248 тыс. долл.) и Австрии (224 тыс. долл.), более чем в 4 раза меньше по сравнению с США (245 тыс. долл.) и Италией (223 тыс. долл.).
Это в некоторой степени объясняет тот факт, что сфера исследований в России не стала локомотивом инновационного процесса в современной, основанной на информационных технологиях, экономике. Здесь же кроется одна из причин "утечки мозгов": уровень оснащенности научного труда за границей выше в несколько раз, чем в России, поэтому те специалисты, которые хотят реально заниматься наукой, вынуждены уезжать туда.