В мировой нефтяной отрасли в последние несколько лет произошли существенные изменения, под влиянием которых еще долго будет находиться практически вся мировая экономика. Наиболее ярким их проявлением стал ценовой шок (двукратное падение мировых цен) 2014-2015 годов.
Одной из причин этого стала "сланцевая революция", которая получила распространение в США и, отчасти, в Канаде. Добыча нефти низкопроницаемых пластов в Северной Америке обеспечила почти весь прирост мировой добычи в 2013-2014 годах и дала толчок разбалансировке мирового рынка. Развитие этого направления продолжается путем снижения себестоимости добычи посредством повышения операционной эффективности и технологической оптимизации (прежде всего за счет увеличения скорости бурения, эффективности заканчивания скважин и увеличения плотности бурения).
Кроме того, наметился еще ряд технологических прорывов в области совершенствования сланцевых технологий нефтедобычи, среди которых:
- существенное повышение эффективности гидроразрыва на основе интеграции процессов ускоренной обработки больших массивов геофизической информации (с помощью микросейсмического анализа) и моделирования изменений в пластах в режиме реального времени;
- удешевление переработки водных стоков (объем которых составляет десятки тысяч тонн на каждую пробуренную скважину) путем применения технологий на основе флоккулянтов, а также ультрафиолетовых лучей и ультразвука;
- безводные технологии разрыва пласта, главным образом на базе закачки газов высокого давления.
На стороне потребления наиболее существенный вклад в дальнейшую разбалансировку мирового рынка посредством сокращения мирового спроса на нефть способны внести крупнейшие потребители нефтяного сырья - транспорт, электроэнергетика и теплоснабжение зданий, - осуществляющие активное технологическое развитие.
Рост населения, урбанизация, увеличение доходов и распространение "стандартов жизни" среднего класса создают спрос на топливо (автомобили), тепло (отопление зданий), электроэнергию (электрификация транспорта и быта, кондиционирование зданий).
Длительный глобальный тренд автомобилизации общества, обеспечивавший постоянный рост спроса на моторное топливо, в настоящее время поддерживается в основном за счет расширения автомобильных рынков развивающихся стран. В развитых странах процесс насыщения общества автомобильной техникой близок к завершению, а обновление автомобильного парка приведет не к росту, но, как показывает практика, к снижению потребления топлива. На транспорте основными факторами сокращения спроса на нефтепродукты в ближайшие десятилетия будут:
- повышение топливной эффективности автомобильного транспорта, главным образом за счет совершенствования двигателей внутреннего сгорания;
- ограничения на использование дизельного топлива и бензина;
- распространение новых типов автомобилей, не использующих бензин или дизельное топливо (электромобилей, автомобилей на топливных элементах);
- развитие индустрии биотоплива;
- повышение топливной эффективности авиатранспорта.
В электроэнергетике наиболее весомый вклад в снижение уровня потребления нефти внесет ускоренное развитие технологий электрогенерации на базе ВИЭ, а также связанное с этим массовое внедрение децентрализованных систем распределенного электроснабжения. Прогнозируется существенный рост доли ВИЭ в мировом объеме электрогенерации (примерно в полтора раза с нынешних 21%, а без гидроэнергетики - в 3-4 раза, с 3 до 12%). В электрогенерации уже в ближайшее время ВИЭ могут обойти газ как второй по мировой значимости энергоноситель, а к 2035 году выйти на первое место в данной области. Наибольший прирост объемов электрогенерации на базе ВИЭ прогнозируется в Китае (в абсолютных величинах больше, чем в США, ЕС и Японии, вместе взятых).
В теплоснабжении зданий сокращение спроса на нефтепродукты связано, во-первых, с замещением их природным газом и электроэнергией в результате межтопливной конкуренции и, во-вторых, с дальнейшим ужесточением нормативов тепловой защиты зданий, что в развитых странах уже привело к кардинальному (в разы) повышению энергоэффективности зданий и соответствующему сокращению потребления энергии на цели отопления и кондиционирования.
В итоге комбинированное воздействие технологических сдвигов, с одной стороны, работающих на динамичное сокращение мирового спроса на нефть, а с другой - постоянно подпитывающих расширение эффективной нефтедобычи, способно служить мощным драйвером сохранения относительно низких цен на нефть в долгосрочной перспективе.
С другой стороны, стремление многих стран к энергетической безопасности, понимаемой, в том числе, как относительная независимость от экспорта нефти посредством собственной добычи, будет способствовать повышенному спросу на нефтесервисные услуги.