ОРММ АСЖТ 0.01-96
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
КОМПЛЕКС ОТРАСЛЕВЫХ РУКОВОДЯЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дата введения 1996-07-01
Утверждены Указанием МПС России от 20 июня 1996 г. N С-535у
Настоящий документ разработан ПКТБ АСУЖТ при участии Управления сигнализации, связи и вычислительной техники МПС РФ, ГВЦ, НИИЖА, ВНИИЖТ, ГТСС, ИВЦ Московской ж.д. для использования предприятиями отрасли в работах по созданию и развитию автоматизированных систем на железнодорожном транспорте.
1.1. Отраслевые руководящие методические материалы на автоматизированные системы на железнодорожном транспорте (ОРММ АСЖТ) представляют собой комплекс взаимосвязанных документов, дополняющих и уточняющих применительно к отрасли железнодорожного транспорта требования Комплекса стандартов автоматизированных систем (КС АС), вводимых в рамках проблемы "Информационная технология" и Единой системы программной документации (ЕСПД).
В указанных документах также отражаются положения Закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", введенного Постановлением ВС РФ от 23.09.92 N 3524-1 и объявленного для отрасли Указанием МПС от 16.10.92 N 606 пр-у.
1.2. Требования ОРММ АСЖТ распространяются на автоматизированные системы (АС) всех видов, действующие и создаваемые в отрасли железнодорожного транспорта, включая информационно-справочные (ИСС) и информационно-управляющие (ИУС) системы, автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП), технологическими процессами (АСУТП), научной информацией (АСНИ), автоматизированного проектирования (САПР), обработки данных (АСОД) и другие организационно-экономические системы, а также их интеграцию (ИАС).
Положения и методики, разработанные в составе ОРММ АСЖТ, обязательны для применения при создании, внедрении и эксплуатации АС, выполняемых по заказам МПС, железных дорог и предприятий железнодорожного транспорта РФ.
1.3. Документы ОРММ АСЖТ в совокупности с документами КС АС и ЕСПД определяют требования к АС и их частям (компонентам), жизненному циклу, документированию, совместимости и взаимодействию АС, в том числе на базе вычислительных сетей.
При этом учитывается, что основной продукцией при создании АС является научно-техническая продукция, представляющая собой типовые в рамках отрасли проектные решения, предназначенные для широкого распространения среди организаций и предприятий железнодорожного транспорта.
1.4. В основе всех документов используются следующие положения:
1) Техническое задание (ТЗ) на АС является основным документом, в соответствии с которым проводятся работы по созданию АС или ее частей и приемки их заказчиком.
Для сложных интегрированных автоматизированных систем (ИАС) может быть разработано общее ТЗ и частные ТЗ на отдельные входящие в ИАС системы.
2) В общем случае АС включает (ГОСТ 34.003-90);
- один или несколько программно-технических комплексов (ПТК), представляющих собой совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы;
- программное обеспечение АС (общее и прикладное);
- другие виды обеспечения: общесистемное, математическое, информационное, организационное, техническое и др.
3) Составной частью (компонентом) АС может являться автоматизированное рабочее место (АРМ) - набор технических, программных и информационных средств, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. АРМ может функционировать на ПЭВМ, рабочей станции локальной сети, удаленном терминале ЭВМ и пр.
4) Задача автоматизированной системы - функция или часть функции АС, представляющая собой форматизированную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида (ГОСТ 34.003-90).
5) Комплекс задач - это некоторый набор задач, удовлетворяющий запросам пользователя (пользователей) АС и направленный на достижение определенной цели.
6) Эксплуатация АС на объектах железнодорожного транспорта требует специальной подготовки самого объекта внедрения, его пользователей и обслуживающего персонала.
7) Совместное функционирование и взаимодействие различных систем и их компонентов осуществляется на базе локальных или глобальных сетей ЭВМ. Соглашения, принятые в отрасли для сетей ЭВМ, обязательны для обеспечения совместимости систем и их компонентов.
1.5. Настоящий документ (ОРММ АСЖТ 0.01-96) устанавливает назначение, область применения, классификацию и обозначение нормативно-методических и руководящих документов, включаемых в Комплекс отраслевых руководящих методических материалов по созданию и функционированию автоматизированных систем на железнодорожном транспорте (ОРММ АСЖТ), а также основные термины и определения, используемые при этом.
2.1. ОРММ АСЖТ представляет собой открытый к дальнейшему развитию комплект документов, включающий ряд классификационных групп, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Код группы | Наименование классификационной группы | Направления и задачи, устанавливаемые группой |
1 | 2 | 3 |
0 | Общие положения | Основные термины и определения, характерные для АС, используемые в АСУЖТ. |
1 | Основные положения | Основные положения по составу, видам обеспечения, функциям и задачам АСУЖТ. |
2 | Правила документирования | Виды, комплектность и обозначение документов, входящих в техническую документацию на АС. |
3 | Обеспечение совместимости | Средства и методы обеспечения совместимости и взаимодействия АС. |
4 | Требования к составным частям АС, отнесенным к продукции производственно-технического назначения | Регламентация методов испытаний и правил аттестации и сертификации продукции. |
5 | Создание, функционирование и развитие АС | Состав и последовательность стадий и этапов создания АС в АСУЖТ. |
6 | Типовые и унифицированные решения в АСУЖТ | Правила и методы унификации и типизации в АС различных видов. |
7 | Организационно- | Порядок заключения договоров. |
8 | Нормирование работ и ценообразование | Нормирование работ на всех стадиях создания АС. |
9 | Прочие | |
10 | Резерв |
2.2. Обозначение документов, входящих в ОРММ по проблеме "Информационная технология" для АСУЖТ, должно включать:
индекс - ОРММ АСЖТ;
одну цифру, указывающую классификационную группу в соответствии с таблицей 1;
две цифры, обозначающих порядковый номер документа в группе;
две цифры после тире, обозначающих год регистрации или пересмотра документа.
Пример: Отраслевой руководящий методический материал.
Общие положения.
2.3. Комплекс первоочередных документов ОРММ АСЖТ приведен в Приложении 1.
2.4. Разработка новых документов ОРММ АСЖТ должна согласовываться с Управлением сигнализации, связи и вычислительной техники МПС РФ.
Регистрация вводимых в действие отдельных нормативных документов осуществляется Отраслевым фондом алгоритмов и программ (ОФАП МПС РФ), обеспечивающим их распространение и внедрение.
3.1. Виды продукции
Разрабатываемые в отрасли автоматизированные системы и их компоненты могут быть представлены в виде:
- научно-технической продукции (НТП);
- продукции производственно-технического назначения (ППТН).
3.1.1. Научно-техническая продукция
К научно-технической продукции относятся:
а) законченные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические работы и услуги в части создания, внедрения, модернизации и эксплуатации АС и их компонентов (результаты НИОКР, автоматизированные системы и их компоненты, комплексы программ, методические материалы, аналитические обзоры, авторский надзор на этапе внедрения НТП, информационно-вычислительные услуги, услуги по сопровождению и пр.);
б) изготовленные опытные образцы или опытные партии изделий (продукции), выполненные в соответствии с требованиями, предусмотренными в договоре, и принятые заказчиком (концентраторы информации, системы автоматического считывания, узлы коммутации, контроллеры и пр.).
Общие требования к научно-технической продукции определяются заказчиком на основании действующих в отрасли нормативно-технических документов.
Типовые проектные решения в создаваемых автоматизированных системах являются научно-технической продукцией отраслевого применения, если:
- разработка всех видов обеспечения проведена в соответствии с действующими в отрасли нормативно-техническими документами;
- автоматизированная система прошла приемку в постоянную эксплуатацию ведомственной комиссией на головном объекте;