976. Показателями успешности выполнения программы минимизации риска являются результаты повышения безопасности применения лекарственного препарата (частота и (или) степень тяжести нежелательных реакций в связи с воздействием лекарственного препарата на пациента вне рамок интервенционного исследования).
977. Оценка, основанная на данных показателей успешности выполнения программы по минимизации рисков, должна включать в себя сравнение эпидемиологических мер частотности результата, такие как показатель частоты или кумулятивной частоты нежелательной реакции, полученный в результате исследований безопасности на пострегистрационном этапе. Следует рассмотреть использование соответствующих результатов повышения безопасности применения лекарственного препарата (например, суррогатная конечная точка исследования (например, надлежащий биомаркер, в качестве замены клинической конечной точки)), если такой подход способствует выполнению оценки эффективности реализуемых мер минимизации риска.
978. В соответствии с любым подходом научные и признанные принципы эпидемиологического исследования всегда должны быть руководством для оценки используемого показателя конечного результата.
979. Следует учитывать сравнение частоты до и после выполнения мер минимизации риска. В случае невозможности проведения оценки и расчета до и после выполнения мер (например, меры минимизации риска были введены в действие в момент получения регистрационного удостоверения) показатель частоты исхода, полученный на этапе после выполнения мер, соотносится с заранее определенным референтным значением, полученным из научных источников, ретроспективных данных медицинских карт пациентов, ожидаемой частоты в общей популяции (наблюдаемый анализ в сравнении с предполагаемым и др.), и должен учитывать возможный эффект стимулирования репортирования, изменения порядка оказания медицинской помощи пациентам и (или) мероприятий по минимизации риска. Выбор группы сравнения должен быть надлежащим образом обоснован.
980. Методы оценки эффективности мер минимизации риска должны быть сопоставимы с минимизируемыми рисками. Применение показателя спонтанного (число сообщений о подозреваемых нежелательных реакциях за установленный период времени) допускается при оценке эффективности рутинных мер минимизации риска. Спонтанное репортирование, следует рассматривать с осторожностью при оценке частоты нежелательных реакций в целевой популяции за исключением особых обстоятельств (например, частота нежелательного явления при применении лекарственного препарата редкая, базисная частота в общей популяции незначительная и существует выраженная взаимосвязь между лечением и нежелательной реакцией).
981. При таких обстоятельствах, когда прямое определение степени риска в рассматриваемой группе является практически неосуществимым, спонтанные сообщения могли бы позволить сделать предположение относительно приблизительного значения частоты нежелательной реакции в группе при условии, что некоторые обоснованные данные могут быть получены для оценки показателя уровня репортирования в контексте применения лекарственного препарата.
982. Характерные погрешности, которые влияют на уровень репортирования в отношении предполагаемых нежелательных реакций, могут привести к результатам, вводящим в заблуждение. Например, введение программы минимизации риска, связанного с проблемой безопасности, выявленной на этапе пострегистрационного мониторинга лекарственного препарата, может способствовать повышению информированности в отношении определенных нежелательных реакций, что в конечном счете может привести к повышению уровня сообщения.
983. При таких обстоятельствах анализ спонтанного репортирования может привести к ошибочному заключению, что вмешательство оказалось неэффективным. Сниженные показатели отчетности за определенный временной промежуток могут также привести к ошибочному заключению, что вмешательство оказалось эффективным.