(Наименование раздела дополнительно включено с 30 августа 2018 года рекомендацией Коллегии ЕЭК от 28 августа 2018 года N 15)
Пример 1. Правообладатель (далее - материнская компания) прямо владеет более чем 50 процентами выпущенных в обращение голосующих акций покупателя товаров (далее - организация) и голосующих акций производителя товаров (далее - производитель).
Организация осуществляет ввоз и продажу одежды на таможенной территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены, Союз). Организация и материнская компания заключили лицензионный договор, в соответствии с которым организации предоставлено право использования принадлежащего материнской компании товарного знака в связи с ввозом и введением в гражданский оборот на территории одного из государств-членов одежды с нанесенным товарным знаком. Согласно лицензионному договору организация выплачивает материнской компании лицензионные платежи в размере 1,5 процента от суммы выручки, полученной организацией от реализации одежды.
Одежда с нанесенным на нее товарным знаком приобретается организацией у иностранного производителя. В договоре купли-продажи, заключенном между производителем и организацией, не предусмотрено обязательств по уплате организацией лицензионных платежей в пользу материнской компании.
Поскольку организации предоставлено право использования товарного знака в связи с ввозом одежды с нанесенным товарным знаком, лицензионные платежи за использование товарного знака относятся к ввозимым товарам.
Лицензионные платежи являются условием продажи товаров, так как материнская компания, контролируя как организацию, так и производителя, может устанавливать условия продажи одежды производителем организации.
Тот факт, что между производителем и материнской компанией отсутствует договор, заключенный в письменной форме, не отменяет обязанность организации производить уплату лицензионных платежей в соответствии с установленными в лицензионном договоре требованиями материнской компании.
Таким образом, лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам, их уплата является условием продажи ввозимых товаров и, следовательно, такие платежи подлежат добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары.
Пример 2. Организация заключила лицензионный договор с иностранным правообладателем, согласно которому организация уплачивает правообладателю лицензионные платежи за право использования товарного знака в связи с ввозом и производством товаров.
Лицензионные платежи рассчитываются исходя из установленного в лицензионном договоре фиксированного процента от суммы выручки, полученной организацией от реализации товаров с товарным знаком на территории государства-члена.
В случае неуплаты организацией лицензионных платежей правообладатель имеет право расторгнуть лицензионный договор.
Организация и правообладатель являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 августа 2018 года рекомендацией Коллегии ЕЭК от 28 августа 2018 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
Правообладатель также заключил договор с иностранным производителем в целях предоставления ему права производить товары с товарным знаком и продавать их организации. Согласно этому договору производитель обязан соблюдать требования в отношении качества, дизайна и технологии, установленные правообладателем. В договоре, в частности, указано, что производитель обязуется производить и продавать товары с товарным знаком исключительно организации или компаниям, определенным правообладателем.
Производитель не является взаимосвязанным лицом в значении, установленном статьей 37 Кодекса, ни с правообладателем, ни с организацией.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 августа 2018 года рекомендацией Коллегии ЕЭК от 28 августа 2018 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
Организация заключила с производителем договор купли-продажи, согласно которому производитель продает организации товары с товарным знаком правообладателя. В договоре купли-продажи отсутствует требование об уплате лицензионных платежей за право использования товарного знака. Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате организацией производителю за товары, не включает лицензионные платежи.
Поскольку организации предоставлены права на использование товарного знака в связи с ввозом и производством товаров, на которые нанесен товарный знак, и организация ввозит такие товары с нанесенным товарным знаком, то лицензионные платежи относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам.
При этом в рассматриваемом случае согласно договору между производителем и правообладателем последний контролирует производство товаров, маркированных товарным знаком, предоставляя разрешение на производство лицензионных товаров, определяя, каким компаниям производитель может продавать товары, и обеспечивая образцами и технологиями непосредственно производителя.
Таким образом, правообладатель, с одной стороны, предоставляет право организации использовать товарный знак в связи с ввозом и производством товаров в соответствии с положениями лицензионного договора, а с другой стороны, влияет на сделку между организацией и производителем и контролирует эту сделку, определяя, какие компании могут использовать товарный знак и приобретать товары, маркированные товарным знаком.
Договор купли-продажи между производителем и организацией не содержит условия о необходимости уплаты лицензионных платежей. Однако уплата лицензионных платежей является условием продажи товаров, поскольку организация не сможет приобрести их, не произведя оплату правообладателю. Неуплата организацией лицензионных платежей правообладателю повлечет за собой не только расторжение лицензионного договора, но также отзыв разрешения, предоставленного производителю, производить и продавать организации товары с товарным знаком.
Таким образом, в рассматриваемом случае лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам, их уплата является условием продажи ввозимых товаров и, следовательно, они подлежат добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары.
Пример 3. Покупатель приобретает по договорам купли-продажи у двух иностранных производителей пленку из полиэтилена для упаковки продукции, производимой покупателем на территории государства-члена. В целях производства продукции покупатель заключил с иностранным правообладателем лицензионный договор, предусматривающий предоставление покупателю прав на использование технологии производства продукции, а также товарного знака путем его размещения на производимой покупателем продукции.
В соответствии с лицензионным договором термин "продукция" означает минеральную вату и (или) продукцию, содержащую более 30% минеральной ваты по весу. Пленка из полиэтилена для упаковки продукции изготавливается по заказу покупателя с нанесением на нее товарного знака, что является одним из способов размещения товарного знака на лицензионной продукции. Какие-либо специальные требования к упаковке, в которую может быть упакована продукция, производимая покупателем, со стороны правообладателя отсутствуют. Таким образом, вопрос об упаковке продукции и материале, используемом для ее упаковки, решается по усмотрению покупателя с учетом требований технического регулирования.
Лицензионным договором предусмотрена выплата покупателем лицензионных платежей в пользу правообладателя в размере 1,5 процента от суммы выручки, полученной покупателем от реализации произведенной продукции.
Покупатель и правообладатель являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном статьей 37 Кодекса.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 августа 2018 года рекомендацией Коллегии ЕЭК от 28 августа 2018 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
Производители пленки не являются взаимосвязанными лицами ни с покупателем, ни с правообладателем. Между производителями пленки и правообладателем лицензионные договоры на использование товарного знака не заключались. В соответствии с договорами купли-продажи, заключенными между покупателем и производителями, права на использование товарного знака производителям не предоставляются. Вся пленка с нанесенным на нее товарным знаком поставляется покупателю.