Действующий

О направлении Методических рекомендаций

VI. Исполнение требований исполнительных документов в отношении должников, обладающих международным иммунитетом


Международными договорами, участниками которых является Российская Федерация, для определенной категории субъектов может быть предусмотрен иммунитет от совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Согласно статье 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.62* (далее - Конвенция о дипломатических сношениях) помещения дипломатического представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 18.04.61". - Примечание изготовителя базы данных.


При этом дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций (статья 31 Конвенции о дипломатических сношениях).

В соответствии со статьей 31 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.63 (далее - Конвенция о консульских сношениях) консульские помещения неприкосновенны в той мере, в какой это предусматривается в настоящей статье. Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства.

Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций (статья 43 Конвенции о консульских сношениях).

В соответствии со статьями 3, 4, 10, 11, 19 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным комитетом Красного Креста о статусе МККК и его делегации (представительства) на территории Российской Федерации от 24.06.92 имущество и акты МККК не подлежат какой-либо форме вмешательства как путем исполнительных, судебных или административных действий, так и путем законодательных действий, а члены делегации, за исключением граждан Российской Федерации, обладают полным функциональным судебно-процессуальным иммунитетом.

Иммунитетом также обладают международные экономические организации, действующие в определенных областях сотрудничества (статьи 5, 6, 11 Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничество, от 05.12.80).

В этой связи, если в ходе исполнительного производства имеются основания полагать, что должник обладает иммунитетом, предусмотренным перечисленными или иными международными актами, то необходимо уведомить об этом Правовое управление ФССП России для последующей подготовки и направления в Министерство иностранных дел Российской Федерации соответствующего запроса на предмет наличия у должника международного иммунитета и определения дальнейшего порядка ведения исполнительного производства.