4.1.1 Общие положения расчета грузоподъемности изложены в разделах 4 и 5 [2].
4.1.2 Расчет несущей способности элементов металлических пролетных строений производят с учетом их фактического состояния по данным обследования сооружения. Расчетные характеристики материалов принимают согласно указаниям нормам на проектирование мостовых сооружений [3] с учетом положений п.п.4.1.8-4.1.14.
4.1.3 Значения используемых в расчетах коэффициентов , , , , , , , допускается определять при невыгодном загружении конструкции фактическими постоянными и схемами тех временных нагрузок, под которые данная конструкция была запроектирована. При этом правила расстановки временной нагрузки и значения расчетных коэффициентов принимают в соответствии с [2].
4.1.4 Коэффициенты условий работы m при определении несущей способности элементов конструкций принимают согласно нормам проектирования мостовых сооружений (п.8.19 [3]).
4.1.5 При одновременном действии в сечении нескольких силовых факторов , , … , невыгодное положение временной нагрузки на сооружении определяется в соответствии с рекомендациями п.5.4.3 [2].
4.1.6 Грузоподъемность элементов металлических конструкций определяют:
При расчете изгибаемых элементов (сплошные главные балки и балки проезжей части пролетных строений):
- по условию обеспечения прочности по нормальным напряжениям: в сечениях в середине пролетов, в надопорных зонах для консольных и неразрезных конструкций, в местах изменения сечения балок, в стыках элементов балок, в местах наибольших ослаблений сечений дефектами, в других необходимых случаях;
- по условию обеспечения прочности по касательным напряжениям: по нейтральной оси балок в опорных сечениях, в местах наибольших ослаблений сечений дефектами, в других необходимых случаях;
- по условию обеспечения прочности поясных заклепок (болтов) или сварных швов объединения поясов со стенкой балки: на приопорных участках, а также в начале участков с увеличенным шагом заклепок или с уменьшенным сечением сварных швов, в других необходимых случаях;
- по условию обеспечения общей устойчивости сжатого пояса: в сечениях в середине свободной длины сжатого пояса в местах приближенных к середине пролетов, а также над опорами - для консольных и неразрезных конструкций, а также в местах изменения сечения балок и свободной длины сжатого пояса, и в других необходимых случаях;
- по условию обеспечения местной устойчивости стенки балки или отсека стенки балки, ограниченного вертикальными, горизонтальным ребрами жесткости и поясами: при отсутствии ребер жесткости для стенок балок при h50 , при наличии ребер жесткости, расставленных на расстоянии более 2h или 2 м, а также во всех случаях при h>80 - для стенок из углеродистой стали и h>65 - для стенок из низколегированной стали (здесь h - расчетная высота стенки, принимается для сварной балки равной полной высоте стенки, а для клепаной балки - расстоянию между ближайшими к оси балки рисками поясных заклепок, - толщина стенки балки);
- по условию обеспечения прочности прикрепления балок проезжей части, по прочности сечения и прикрепления "рыбок" (при их наличии).
При расчете элементов сквозных ферм:
- по условию обеспечения прочности сечений и прикреплений элементов решетки фермы;
- по условию обеспечения устойчивости работающих на сжатие элементов решетки фермы.
При расчете элементов ортотропных плит необходимо выполнить проверки, предусмотренные п.4.4.
При расчете элементов пролетных строений рамных и прочих сложных систем положение расчетных (наиболее нагруженных) сечений с учетом их ослабления дефектами может быть определено по огибающим эпюрам соответствующих усилий.
4.1.7 Для элементов, ослабленных отверстиями под обычные болты, при определении несущей способности по прочности принимают сечения нетто, по устойчивости - сечения брутто. Геометрические характеристики сечения нетто элементов конструкций принимают в местах с наибольшими ослаблениями.
Несущую способность элементов с фрикционными соединениями на высокопрочных болтах при расчете на устойчивость принимают по сечению брутто, а при расчете по прочности - по сечению нетто с учетом того, что половина усилия, воспринимаемая болтами в рассматриваемом сечении, уже передана силами трения на накладки (фасонки).