4.1.1 Методика определения грузоподъемности деревянных мостов распространяется, в основном, на сооружения балочных конструкций: мосты с простыми прогонами и стоечными опорами, и фермы Гау-Журавского. Расчет грузоподъемности деревянных мостов с другими типами пролетных строений выполняют на основании требований норм проектирования мостов с учетом общих указаний [3].
4.1.2 Основные допущения при проведении расчетов.
Основным способом расчета следует считать пространственный расчет, однако допускается пространственные конструкции расчленять на плоские, податливостью соединений допускается пренебрегать.
Усилия в элементах и соединениях определяют в предположении упругой работы путем загружения поверхностей (линий) влияния с учетом указаний главы 5 [3].
Поскольку технически обеспечить жесткую стыковку элементов в деревянных конструкциях достаточно сложно, а прочностные свойства и надежность таких закреплений с течением времени ухудшается, то узловые соединения в фермах допускается считать шарнирными. Укосины, диагональные связи и подкосы в восприятии вертикальных усилий, передаваемых насадками на сваи и стойки опор, допускается не учитывать.
Допускается не учитывать напряжения и деформации от изменения температуры, усушки и разбухания древесины.
Допускается действие сил трения учитывать только в случаях, когда трение ухудшает условия работы конструкции или соединения (коэффициент трения дерева по дереву в этих случаях допускается принимать равным 0,6).
4.1.3 К числу дефектов, снижающих грузоподъемность деревянных мостов, относят: загнивание древесины, сколы и смятие древесины по рабочим сечениям и площадкам врубок, узловых подушек, шпонок, стыков, истирание, механические повреждения, а также поперечные трещины и разрывы в растянутых и изгибаемых элементах, расстройства узлов и сопряжений элементов; повреждения и расстройства связей пролетных строений и перекосы главных ферм; недостаточное натяжение металлических тяжей в фермах Гау-Журавского. Загнивание и изломы свай, связей и другие дефекты опор являются основной причиной снижения грузоподъемности мостов в целом.
4.1.4 Расчеты элементов производят в наиболее напряженных сечениях и в сечениях с дефектами, влияющими на грузоподъемность, согласно указаниям раздела 10 [2].
Для расчета поперечин при пространственной расчетной схеме необходимо выбирать сечения, удаленные от мест опирания прогонов на опоры.
4.1.5 В п.п.4.2-4.4 приведены рекомендации по применению инженерных способов расчета элементов деревянных мостов. При этом рекомендуется в первую очередь проверять грузоподъемность прогонов, затем - грузоподъемность поперечин и опор.
Численное моделирование рекомендуется выполнять с помощью стержневых изгибаемых конечных элементов с использованием модели "балочная клетка" (п.Б.1.1 [3]). При этом поверхности (линии) влияния строят отдельно для определения усилий от временных нагрузок и отдельно для определения усилий от постоянных нагрузок, применяя соответствующие модули упругости (п.4.1.6). Геометрические характеристики элементов принимают согласно п.п.4.1.12-4.1.15.
Моделирование однослойного настила также выполняют с помощью стержневых изгибаемых элементов с шириной поперек настила равной суммарной ширине досок, попадающих под ширину распределения давления от колеса. Двойной настил из досок, параллельных пролету прогонов, моделируется как однослойный настил. Доски верхнего слоя в расчет не принимают. Двухслойный настил из взаимно перпендикулярных слоев досок допускается моделировать плитными конечными элементами с одинаковыми жесткостными характеристиками вдоль и поперек моста.
Деревоплита, уложенная поперек прогонов, также может быть представлена в геометрической модели в виде поперечных балок (см. п.Б.1.1 [3]).
При расчетах поперечин загружать поверхности влияния следует "отпечатками" колес, т.е. с учетом ширины контакта.