Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.4.028-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Опорные части, опоры и фундаменты

Определение усилий в гибких опорах

5.2.3 Мосты с гибкими опорами могут быть выполнены в виде многопролетных систем с разрезными балочными пролетными строениями, неразрезными и рамной конструкции.

В мостах с разрезными и неразрезными балочными пролетными строениями оба конца каждого пролетного строения могут опираться на опоры через шарнирно неподвижные опорные части, резиновые опорные части (РОЧ) или (при небольших пролетах) непосредственно на ригель. В мостах рамной конструкции пролетные строения жестко объединены с верхом опор.

Мосты с гибкими опорами могут быть односекционными и многосекционными, каждая секция которых работает на восприятие горизонтальных сил самостоятельно. Разбивка на секции осуществляется путем применения сдвоенных плоских опор с раздельными насадками (температурных опор). В состав каждой секции, как правило, входит анкерная опора. Обычно такие опоры являются двухрядными, сваи в них объединены общей насадкой (рисунок 5.2.2).

Каждая секция вдоль моста представляет собой многопролетную раму с жестким ригелем в виде пролетных строений и относительно тонкими стойками (рисунок 5.2.3). Сопряжение смежных ригелей между собой ригелей* принимается раздельным при разрезных пролетных строениях или шарнирным при температурно-неразрезных системах. Сопряжение ригелей со стойками принимается шарнирным (без заделки).

_______________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

    
Рисунок 5.2.2 - Схема моста с гибкими опорами:

     

1 - температурная опора; 2 - анкерная опора

     

  

    
Рисунок 5.2.3 - Схемы к расчету гибких опор:

     
а - схема моста; б - расчетная схема при действии продольных горизонтальных нагрузок; в - расчетная схема к определению усилий в опорах от изменения температуры

5.2.4 На секцию действует продольная сила , вызываемая торможением и изменением температуры. Силу можно считать приложенной к верху насадок.

Передачу горизонтальных усилий на опоры в случае опирания пролетных строений через неподвижные опорные части или непосредственно на ригель принимают 100%, а при опирании через РОЧ - пропорционально реактивному усилию , кН (кгс), возникающему в резиновых опорных частях вследствие сопротивления их сдвигу и определяемому по формуле

,                                              (5.2.5)


где - перемещения в опорных частях от горизонтальных усилий, м; - суммарная толщина слоев резины, м; - площадь резиновой опорной части или нескольких опорных частей в случае расположения их рядом под одним концом балки (принимают в м, если модуль сдвига - в МПа, и в см, если - в кгс/см); - модуль сдвига, значения которого при определении расчетных величин продольных усилий зависят от нормативной температуры воздуха окружающей среды и принимают для употребляемых марок резины по таблице 6.13 [9].

При численных расчетах РОЧ моделируют упругой связью в соответствии с рекомендациями п.А.1.

Допускается для РОЧ принимать величину передаваемого на опору горизонтального усилия в размере 50% от его полной величины.

5.2.5 При опирании балок пролетных строений на гибкие опоры через шарнирно неподвижные опорные части или непосредственно на ригель горизонтальная сила , приложенная к верху -ой опоры, может быть вычислена пропорционально жесткостям опор секции

,                                          (5.2.6)


где - коэффициент жесткости -ой опоры

,                                             (5.2.7)