4.2.1 Грузоподъемность конструктивного несущего элемента мостового сооружения определяют расчетом из сопоставления его несущей способности (доли несущей способности) с воздействием от внешних нагрузок.
В зависимости от характера восприятия конструкцией (элементом конструкции) внешних воздействий и полноты необходимой расчетной информации классы по грузоподъемности могут быть получены тремя различными способами.
4.2.2 Первый способ расчета применяют, если несущая способность рассчитываемого элемента конструкции является фиксированной величиной и зависит от его геометрических характеристик, а также прочностных и деформативных свойств материалов, из которых данный элемент изготовлен. Интенсивность временных и постоянных нагрузок, действующих на этот элемент, влияния на его несущую способность не оказывает. К таким конструктивным элементам относятся, в частности, железобетонные балки при расчете на изгиб и упрощенном расчете на поперечную силу, металлические и деревянные балки при расчете на изгиб и поперечную силу, элементы ферм при расчете на продольные усилия и т.д. В этом способе производится сопоставление предельно допустимого воздействия для рассчитываемого элемента от временной нагрузки с аналогичным воздействием от той временной нагрузки , в единицах которой рассчитывают класс грузоподъемности, исходя из выполнения следующего условия:
. (2)
Допустимую величину воздействия от временной нагрузки находят по формуле
. (3)
Необходимость учета в формуле (3) пешеходных и прочих нагрузок определяется конкретным случаем расчета в зависимости от рассчитываемой конструкции и в соответствии с указаниями действующих нормативных документов на проектирование мостовых сооружений.
Допустимый класс нагрузки (допустимую массу нагрузки) К и соответственно класс грузоподъемности элемента определяют по формуле
, (4)
где - класс эталонной нагрузки АК, НК, либо масса эталонного трехосного грузового автомобиля по схеме , либо масса транспортного средства из состава произвольной нагрузки, в единицах которой определяется класс грузоподъемности.
4.2.3 Второй способ расчета применяют, если несущая способность рассчитываемого элемента конструкции зависит от интенсивности временных нагрузок или расчет выполняют с учетом нагрузок от торможения.
К конструкциям, несущая способность которых зависит от временных нагрузок, относятся, в частности, сталежелезобетонные пролетные строения при учете пластических деформаций, элементы, работающие на внецентренное сжатие, и т.д.
В этом способе допустимый класс (допустимую массу) временных нагрузок определяют итерационным расчетом (с последовательными приближениями), исходя из выполнения следующего условия:
, (5)