4.1 Технико-экономическое сравнение вариантов при проектировании конструкций земляного полотна автомобильных дорог на слабых основаниях осуществляют на основании разработанной и утвержденной методики, изложенной в настоящих рекомендациях.
4.2 Основной концепцией, заложенной в основу методического документа, является оптимизация конструктивных решений на основе их всесторонней технико-экономической оценки, проводимой с точки зрения капитальных, эксплуатационных затрат, значимых социально-экономических эффектов и продолжительности строительного периода. При этом должно обеспечиваться полное соответствие всем действующим техническим регламентам, национальным и межгосударственным стандартам, руководящим документам и рекомендациям, приведенным в разделе 2.
4.3 Проектирование земляного полотна на слабых основаниях должно основываться на расчете конструкции, исходя из первого и второго предельных состояний.
4.4 В методическом документе изложены общие положения и методические подходы, приемлемые для любых конструктивных решений земляного полотна на слабом основании. Подробные инструкции для расчета и конструирования земляного полотна на слабых грунтах излагаются в действующих нормативных и методических документах.
4.5 Все конструктивные решения, разработанные в качестве вариантов должны отвечать требованиям, предъявляемым к земляному полотну по условию безопасного и бесперебойного движения автотранспортных средств в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827.
4.6 Рассматриваемые конструктивные решения являются взаимозаменяющими (альтернативными). Каждое из альтернативных решений рассматривается самостоятельно. Эффект от его реализации определяется без связи с другими решениями.
4.7 Основной принцип, заложенный в идеологию данного документа - сравнение капитальных, эксплуатационных затрат и затрат пользователей с учетом их приведения к начальному периоду расчета при обеспечении заданных размеров автомобильных перевозок.
4.8 При технико-экономическом сравнении вариантов учитывается ежегодное изменение состава и интенсивности движения на автомобильной дороге, скорость движения транспортного потока.
4.9 Срок сравнения вариантов выбирают так, чтобы по его истечении различия между вариантами по показателям, характеризующим эффект и требуемые для этого затраты, были бы несущественными с учетом точности определения исходных данных.
4.10 Началом срока сравнения вариантов является базовый месяц, к которому приводятся все затраты. Конец срока выбирают с учетом рекомендаций, изложенных в п.4.9.
4.11 По вариантам с более ранними сроками ввода автомобильной дороги в эксплуатацию затраты уменьшаются на приведенный к базовому месяцу размер социально-экономического эффекта, получаемого в течение дополнительного периода функционирования введенных в эксплуатацию объектов.
4.12 В зависимости от степени детализации поставленной задачи различают схемы расчетов, отличающихся уровнем агрегации рассматриваемых условий.
Наиболее общая схема предусматривает:
- разбиение транспортного потока группы, находящихся в движении транспортных средств;
- ежегодную оценку динамики условий движения по автомобильной дороге (по показателям интенсивности и скорости движения);
- определение социально-экономического эффекта от ввода в эксплуатацию автомобильной дороги:
- снижение затрат, связанных с перевозками грузов и пассажиров;
- дополнительный доход от автотранспортных перевозок вследствие улучшения дорожных условий;
- сопутствующий экономический эффект от экономии времени населения на передвижения;
- сопутствующий эффект от сокращения ДТП;
- определение операционных социально-экономических потерь пользователей.
4.13 Требуемую степень детализации и соответственно принимаемую схему расчетов устанавливают Заказчики (застройщики) в зависимости от наличия исходных данных и значимости тех или иных условий с точки зрения их влияния на интегральный показатель дисконтированных затрат.
4.14 Норму дисконта рекомендуется принимать согласно средней ставки дисконтирования долгосрочной доходности Государственных казначейских обязательств по данным Центробанка Российской Федерации на дату выполнения технико-экономического сравнения вариантов конструкций земляного полотна.
4.15 Оценку эффективности устройства и эксплуатации конструкций земляного полотна на слабом основании производят в расчете на общую протяженность автомобильной дороги с параметрами и условиями функционирования автомобильной дороги определенной категории.
4.16 При применении в конструкциях земляного полотна инновационных технологий при технико-экономическом сравнении вариантов конструкций земляного полотна рекомендуется учитывать изменение межремонтных сроков и увеличение социально-экономического эффекта от повышения транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги.