Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.078-2016 Методические рекомендации по выбору конструкции укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог общего пользования

    6.1 Нагрузки и воздействия

6.1.1 Расчет крепления откосов производится на действие постоянных, временных длительных, кратковременных и особых эксплуатационных нагрузок в основных и особых сочетаниях.

Кроме эксплуатационных нагрузок, необходимо учитывать нагрузки, характерные для строительного периода (нагрузки, возникающие при изготовлении элементов крепления, их подъеме, транспортировании, установке в проектное положение).

При проектировании необходимо учитывать воздействия от размывающей способности потока, естественных течений, коррозионного воздействия воды, среды и атмосферных явлений, температурные воздействия.

6.1.2 Не рассматриваются нагрузки от воздействия судов (судовые волны), нагрузки от волн прорыва при авариях водохозяйственных объектов (особые нагрузки). Влияние ветровых волн ограничено высотой волны до 2,5 м, ледового покрова - толщиной льда до 1 м.

6.1.3 Нагрузки и воздействия, учитываемые в расчетах, следует принимать в соответствии с требованиями СП 20.13330.2012, СП 38.13330.2012, СП 116.13330.2012.

6.1.4 Состав, содержание и детальность материалов инженерных изысканий по назначению исходных данных для проектирования определяются требованиями СП 47.13330, СП 11-102-97, СП 11-103-97, СП 11-104-97, СП 11-105-97, СП 11-114-2004 и прочих государственных стандартов по инженерным изысканиям и исследованиям грунтов для строительства.

6.1.5 При расчете волновых воздействий элементы ветровых волн принимают по результатам статистической обработки инженерно-гидрометеорологических изысканий, многолетних натурных наблюдений и лабораторных исследований. При недостаточности данных инженерно-гидрометеорологических изысканий назначение численных параметров элементов ветровых волн производят на основании расчетов в соответствии с СП 38.13330.2012 с последующей их проверкой по имеющимся данным наблюдений в конкретном месте изысканий. Ориентировочные значения элементов ветровых волн могут быть приняты по Б.1 приложения Б данного ОДМ.

6.1.6 В качестве расчетных уровней подтопления насыпей следует принимать расчетный уровень высокой воды (РУВВ) и горизонт меженных вод (ГМВ) (минимальный уровень воды между паводками). РУВВ определяется по методике вероятного максимального паводка (наивысший уровень паводка, по результатам наблюдений над пиками ежегодных максимальных паводков или подъемов уровней) в соответствии с СП 33-101-2003 или назначается по уровню, соответствующему наибольшему расходу от паводковых и поверхностных вод требуемой в СП 34.13330.2012 вероятности превышения.

6.1.7 Назначение исходных данных для определения ледовых воздействий проводят по результатам сбора статистических данных многолетних натурных наблюдений гидрометеорологических и ледовых условий, инженерно-гидрометеорологических изысканий, выполняемых в период ледостава и принимаемых по СП 11-103-97, СП 11-114-2004.

В качестве основных расчетных уровней характеризующих ледовые условия принимают расчетный уровень высокого ледохода 1% обеспеченности (РУВЛ), уровень низкого ледохода (УНЛ), высокий и низкий уровни первой подвижки льда (УППЛ), определяемые по СП 33-101-2003, [14], [15].

6.1.8 Расчет нагрузок от ледовых воздействий проводят по СП 38.13330.2012 с учетом Б.3 приложения Б настоящего ОДМ.

6.1.9 При назначении параметров укрепления в каждом конкретном случае принимают наибольшее из значений нагрузок, полученных по результатам расчетов на ледовые и волновые воздействия.

6.1.10 Нагрузка от снега на поверхности укрепления определяется по СП 20.13330.2012.

6.1.11 Обеспеченность гидрологических и климатических параметров при расчетах на основные виды гидрологических и ледовых воздействий следует принимать по данным таблицы 4.


Таблица 4 - Обеспеченность гидрологических и климатических параметров при расчетах на основные виды гидрологических нагрузок

Вид откоса

Техническая категория автомобильной дороги

Вероятность превышения (обеспеченность) р

РУВВ

скорости ветра за период стояния высоких уровней

при определении элементов ветровых волн

расчетного шторма

ледовых нагрузок

Подходы к мостам

I-III

1%

4%

1%

50%

1%

VI-V

2%

Подходы к трубам

I-II

1%

III

2%

VI-V

3%

В других случаях

I-II

1%

50%

III

2%

VI-V

3%

Соответствует требованиям СП 33-101-2003, СП 34.13330-2012, СП 38.13330-2012.

Соответствует требованиям СП 38.13330-2012, [15].

6.1.12 Сейсмическое воздействие следует учитывать при проектировании в районах с сейсмичностью больше шести, а на период строительства - больше семи баллов (при снижении расчетной сейсмичности на период строительства на один балл).

Силу сейсмического воздействия необходимо оценивать по картам сейсмического районирования территории с последующим уточнением по результатам обследований инженерно-геологических и гидрогеологических условий согласно СП 14.13330.2014.

Параметры конструкций укрепления откосов в сейсмических районах должны удовлетворять расчетам на основное сочетание нагрузок в соответствии с положениями СП 38.13330.2012, на особое сочетание нагрузок с учетом сейсмического воздействия - в соответствии с СП 14.13330.2014.

6.1.13 Расчетные нагрузки определяются как их нормативные значения, принимаемые с учетом коэффициентов надежности по нагрузке по таблице 5.


Таблица 5 - Значения коэффициентов надежности по нагрузке

Нагрузка

Коэффициент надежности по нагрузке

Собственный вес элементов конструкций и материалов

1,05 (0,95)

1,0

Напорное давление, вызванное сезонными и суточными колебаниями уровней, подпором грунтовых вод

1,1

Ледовые нагрузки

1,1

Давление воды непосредственно на поверхности сооружения и основания, силовое воздействие фильтрующей воды; волновое давление; поровое давление

1,0

Коэффициенты перегрузки, указанные в скобках, принимают в тех случаях, когда возможное уменьшение нагрузки ухудшает работу конструкции (при расчетах на опрокидывание, сдвиг).

Коэффициент надежности по нагрузке следует принимать равным единице для всех грунтовых нагрузок и собственного веса сооружения, вычисленных с применением расчетных значений характеристик грунтов (удельного веса и характеристик прочности) и материалов (удельного веса бетона и др.), определенных в соответствии со строительными нормами и правилами на проектирование оснований и отдельных видов сооружений.

В таблице приведены коэффициенты надежности по нагрузке для расчетов по I группе предельных состояний.