Водоотвод и очистка поверхностных стоков с автодорожных мостов выполняется с целью защиты водных объектов от загрязнений.
При проектировании и строительстве очистных сооружений на автомобильных дорогах (включая мостовые сооружения) следует применять простейшие очистные сооружения (см. п.8.9).
При невозможности очистить загрязненный сток простейшими очистными сооружениями, следует применять пруды-отстойники каскадного типа или гидроботанические площадки (см. п.8.1-8.2).
В исключительных случаях, при невозможности размещения в полосе отвода прудов-отстойников каскадного типа или гидроботанических площадок, применяются другие очистные сооружения: сборные модульного типа, модульные станции полной заводской готовности и т.д. (см. п.8.3-8.9).
Систему организации поверхностного водоотвода с мостов выбирают индивидуально, применительно к их конструктивным особенностям.
Отвод воды с поверхности автодорожных мостов осуществляется либо вдоль тротуаров с выводом воды в водосбросные лотки, расположенные на откосах конусов, либо устройством выпусков с проезжей части в водоотводные трубки.
Для больших мостов, со значительной шириной проезжей части, отвод воды осуществляется в водоотводные трубки или через отверстия в бордюрных или тротуарных блоках.
Для обеспечения отвода воды с проезжей части, мосты и путепроводы следует располагать на уклоне - не менее 5‰.
Поперечный уклон проезжей части должен быть не менее 20‰.
Для отвода поверхностного стока с автодорожного моста и подходов к мостовому переходу в ливневую канализацию устраиваются дождеприемные колодцы, которые располагаются в водоотводных лотках проезжей части в соответствии с вертикальной планировкой. Решетки дождеприёмных колодцев устанавливаются на 1-3 см ниже верха асфальтового покрытия.
Дождеприёмные решётки, установленные на дождеприёмных колодцах, являются эффективным средством для сбора крупного мусора.
Дождеприемники с отверстием в бордюрном камне следует устраивать при небольших объемах стока, т.к. пропускная способность отверстия бордюрного камня ниже (до 10 раз) пропускной способности решетки. Это объясняется тем, что ширина потока, принимаемая отверстием бордюрного камня, очень незначительна, поэтому устройство приемных отверстий дождеприемника в бордюрном камне является малоэффективным.
Сбор всего объема вод поверхностного стока с проезжей части моста и направление его на очистные сооружения осуществляется с использованием следующих принципиальных конструктивных решений:
а) при использовании водоотводных трубок:
1) отвод воды с тротуаров в сторону проезжей части за счет поперечного уклона;
2) применение системы коллекторов (лотков) в пределах высоты балок пролетного строения для отвода воды за пределы моста;
б) при поперечном сплошном (через пониженные тротуары) отводе или через отверстия в бордюрном камне - применяются навесные лотки по краям плиты проезжей части крайних балок;
в) при продольном отводе воды лотками вдоль бордюра, сбор воды с тротуаров производится за счёт поперечного уклона, а за пределами моста направление объема вод, собранного для последующего выведения на очистные сооружения, осуществляется открытыми лотками, либо закрытой системой коллекторов, располагаемых в теле насыпи подходов.
На подходах к мостам, следует предусматривать устройство системы поверхностного водоотвода открытого или закрытого типа, с организацией сбора вод поверхностного стока по участкам, согласуясь с ситуационными условиями и профилем трассы, с последующим направлением их на очистные сооружения. Обочины подходов к мостам должны быть укреплены и отпрофилированы.
Собранный поверхностный сток с мостовых сооружений и подходов к ним подается в очистные сооружения.
Очистные сооружения, учитывая условия, в которых они находятся и работают, а также специфику состава и объема поверхностных сточных вод с мостовых сооружений, должны отвечать следующим критериям:
- высокой эффективности очистки сточных вод от нефтепродуктов, взвешенных веществ и снижение биологического потребления кислорода (БПК);
- отсутствию отрицательного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;
- возможности работы при отрицательных температурах, характерных для региона;
- минимальным материальным и временным затратам на возведение и эксплуатацию;
- долговечности, не менее срока службы моста.
Применяемые очистные сооружения на мостах и автомобильных дорогах подразделяются на:
- пруды-отстойники (в т.ч. каскадного типа);
- гидроботанические площадки;