Действующий

О дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей

I. Общие положения


Составление учителями той или иной отчетной документации определяется их должностными обязанностями.

Конкретные должностные обязанности педагогических работников в соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273) определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 2, 3. - Ред.


В качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников, применяются квалификационные характеристики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 N 448н) (далее - квалификационные характеристики).

В соответствии с разделом "Должностные обязанности" квалификационной характеристики по должности "учитель" в должностной инструкции и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчетной документации:

- разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;

- осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

Одновременно следует учитывать, что при необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности (в том числе учителя), могут быть распределены между несколькими исполнителями (На основании пункта 3 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик).

Необходимо также иметь в виду, что в зависимости от занимаемой должности педагогических работников применяются положения, предусмотренные частью 6 статьи 47 Закона N 273. Определено, что в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности* включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

_______________

* Перечень должностей педагогических работников установлен разделом I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678. Он включает должности педагогических работников, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу, а также иные должности педагогических работников ("воспитатель", "учитель", "педагог дополнительного образования", "методист", "инструктор по физической культуре" и т.д.) - всего 40 наименований должностей. В связи с этим в рабочее время учителей могут входить выполнение не всех видов работ, перечисленных в части 6 статьи 47 Закона N 273, и составление связанных с ними видов отчетной документации, а только те обязанности, которые предусмотрены квалификационной характеристикой должности "учитель" и определены на ее основе должностными инструкциями.


С учетом изложенного, выполнение работы, не являющейся педагогической (например, сбор и (или) обработка информации о несовершеннолетних лицах, проживающих на территории микрорайона), и составление связанных с нею видов отчетной документации не входят в рабочее время педагогических работников, в том числе учителей. Следовательно, такая работа может выполняться только на добровольной основе, т.е. с письменного согласия педагогического работника и за дополнительную оплату.

Кроме того, с письменного согласия учителя и с соответствующей дополнительной оплатой труда предусмотрено выполнение таких дополнительных видов работы, которые непосредственно связаны с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Согласно Методическим рекомендациям об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки России от 03.02.2006 N 21 (с изменениями* и дополнениями) (далее - Методические рекомендации 2006 года), в организационно-координирующие функции классного руководителя входит ведение документации (классный журнал, план работы классного руководителя).

_______________

* В соответствии с письмом Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 21.03.2006 N 06-304 в пункте 1 раздела "Функции классного руководителя" Методических рекомендаций 2006 года, предусматривавшем ранее, что организационно-координирующие функции классного руководителя могут включать ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя), исключены слова "личные дела обучающихся".


Таким образом, в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей могут быть определены следующие должностные обязанности, связанные с составлением отчетной документации:

- обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой должности "учитель";

- дополнительно возложенные с письменного согласия учителей обязанности, непосредственно связанные с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда.

Потенциальным источником избыточной отчетности учителей является также их аттестация в случае проведения ее в нарушение Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 (далее - Порядок аттестации), являющегося ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.

Как следует из Порядка аттестации, ни при аттестации в целях установления квалификационной категории, проводимой по желанию педагогических работников, ни при аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, осуществляемой на основе оценки их профессиональной деятельности, не предполагается представление учителями какой-либо отчетной документации.

Нормы законодательства субъектов РФ в сфере образования, устанавливающие правила проведения аттестации педагогических работников, не предусмотренные Порядком аттестации, не подлежат применению, так как в соответствии с частью 5 статьи 111 Закона N 273 со дня вступления в силу Закона N 273 нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону N 273 или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.