Действующий

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года

Раздел III

Обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики


Решение задачи обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики связано, прежде всего, с развитием механизмов взаимодействия сферы образования и сферы труда при проектировании программ, оценке качества образования (освоенных компетенций), повышением гибкости в планировании и прогнозировании потребностей в кадрах, а также оперативности в формировании и обновлении программ.

Развитие механизмов оценки качества образования будет основано на принципах открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия.

Для повышения гибкости в прогнозировании и планировании потребностей в кадрах предполагается дальнейшее развитие инфраструктуры и технологий количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации (в отраслевом, региональном, национальном разрезе), формирование государственного заказа и государственного задания на подготовку кадров на основе этих прогнозов, распределение государственного задания на подготовку кадров и соответствующего финансирования.

Будут сформированы новые принципы распределения государственного задания на программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, в том числе направленные на развитие финансовых механизмов распределения государственного задания исходя из потребностей регионов, предприятий и организаций, участия в выполнении государственного задания образовательных организаций различных форм собственности, а также совместного исполнения государственного задания несколькими организациями.

Будет осуществлено дальнейшее развитие законодательства и практики в сфере нормативного подушевого финансирования образовательных программ.

Организация образовательного процесса предполагает увеличение объема обучения на рабочем месте, обучения в процессе деятельности, наставничества, а также особое внимание будет уделено поддержке проведения международных и всероссийских олимпиад (конкурсов) профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Для обеспечения своевременной актуализации содержания образования в соответствии с требованиями рынка труда и практической ориентации обучения получат дальнейшее развитие механизмы государственно-частного партнерства в части:

- разработки новых и обновления действующих модульных образовательных программ;

- развития моделей обучения на рабочем месте, в том числе на базе кафедр и других подразделений образовательных организаций на предприятиях;

- регулярного повышения квалификации педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения) в форме стажировок на предприятиях (в организациях);

- реализации по заказу предприятий (организаций) программ профессионального обучения (в том числе на базе многофункциональных центров прикладных квалификаций);

- привлечения к преподаванию представителей предприятий (организаций);

- реализации сетевых форм обучения (в том числе с использованием ресурсов организаций, входящих в кластер);

- независимой оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.

Усилится роль отраслевых советов (национального, межрегионального, регионального уровня) и общественных органов управления профессиональными образовательными организациями (наблюдательных и попечительских советов) в части:

- проведения отраслевого/регионального анализа потребностей в умениях и квалификациях, согласования заказа на подготовку кадров в регионах в соответствии с потребностями отрасли (федерального, межрегионального или регионального уровня);

- развития моделей обучения на рабочем месте;

- развития инфраструктуры и практики профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Расширение возможностей приобретения обучающимися прикладных квалификаций будет реализовано путем увеличения в общем объеме образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, доли практико-ориентированных программ бакалавриата и программ профессионального обучения.

Будут созданы условия, способствующие повышению степени соответствия профессиональных квалификаций выпускников требованиям международного рынка труда:

- будет осуществлена дальнейшая переработка федеральных государственных образовательных стандартов в части укрупнения специальностей, введения вариативности в выборе профилей, обеспечения освоения общих компетенций, включая компетенции для глобальной экономики и пр.;

- получит развитие олимпиадное движение профессионального мастерства World Skills Russia;

- будут развиваться международные партнерские связи профессиональных образовательных организаций в части создания и реализации совместных образовательных программ, участия в международных исследованиях.

Будет проведен эксперимент по внедрению системы ECTS для профессионального образования в рамках механизмов признания результатов обучения (в том числе в рамках сетевого обучения, смены образовательной траектории) и для проектирования образовательных программ.

Будет продолжена работа по развитию учебно-методической и материально-технической базы для подготовки кадров.

Будет оказана поддержка обновлению и созданию новых учебников, электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования.

Будет создан информационный портал, на котором будут размещены нормативные, методические, аналитические материалы и ресурсы по тематике подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.