1. Начальник службы позиционирования является заместителем капитана по позиционированию, начальником всех судовых специалистов службы позиционирования.
Начальник службы позиционирования ведает всеми техническими средствами системы позиционирования (ориентации, навигации и электронно-вычислительного комплекса), планированием и выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту, рациональным расходованием средств на сменно-запасные части, материально-техническое снабжение по системе позиционирования и ремонт.
Начальник службы позиционирования несет ответственность за удержание судна в пределах круга безопасности, техническое состояние, правильную техническую эксплуатацию и постоянную готовность средств позиционирования.
Примечание: 1. Термином "Позиционирование" определяется режим удержания судна в заданной точке или перемещения его по предварительно определенной траектории относительно реперных точек.
2. Термином "Динамическое позиционирование" определяется режим удержания судна при помощи активных исполнительных механизмов (гребных винтов, подруливающих устройств, рулей).
3. Термином "Якорное позиционирование" определяется режим удержания судна при помощи пассивных исполнительных механизмов (якорных устройств).
2. Начальник службы позиционирования обязан обеспечивать:
(01) надежное удержание судна в пределах круга безопасности и своевременно принимать эффективные меры для недопущения выхода судна из него;
(02) руководство технической эксплуатацией, поддержание надлежащего технического состояния средств позиционирования;
(03) планирование и организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту средств позиционирования, нормальную организацию труда и отдыха непосредственно подчиненного ему персонала, составление расписаний по вахтам и заведованиям по технической части, контроль учета рабочего времени и использования выходных дней подчиненными лицами;
(04) выполнение правил и инструкций по технике безопасности подчиненными лицами;
(05) выполнение Наставления по борьбе за живучесть судов, соблюдение правил противопожарной безопасности во всех помещениях СДП и укомплектованность, хранение, уход, постоянную готовность к немедленному использованию аварийного и противопожарного имущества в этих помещениях;
(06) подготовку подчиненных лиц и технических средств позиционирования к борьбе за живучесть судна;
(07) своевременное предъявление с ведома капитана технических средств позиционирования к освидетельствованию органами технического надзора;
(08) ведение эксплуатационной технической документации и отчетности по средствам позиционирования, составление ремонтных ведомостей;
(09) своевременное составление заявок на техническое снабжение по техническим средствам позиционирования, осуществление приема и учета запасных частей, инвентаря, инструмента и материалов;
(10) контроль за качеством выполняемых ремонтных работ, проводимых силами береговых специалистов, и руководство ремонтом, выполняемым персоналом службы позиционирования;
(11) личное руководство управлением работой системы позиционирования при выходе судна в заданную точку, при выполнении плановой или аварийной отстыковки (состыковки), спуске (подъеме) водолазов, производстве подводно-технических работ, сложных маневрах судна при стоянке на точке и других видах ответственных работ;
(12) принятие всех возможных мер к удержанию судна в режиме, обеспечивающем безаварийную отстыковку, в случае выхода из строя части активных или пассивных исполнительных механизмов или энергоустановки судна, а также при наступлении предельных для режима позиционирования гидрометеоусловий;
(13) выполнение всех распоряжений капитана. В случаях, когда исполнение распоряжения может причинить вред техническим средствам позиционирования или режиму удержания, начальник службы позиционирования обязан предупредить капитана о возможных последствиях и действовать в соответствии с последующим распоряжением капитана; обо всех распоряжениях такого рода должны быть сделаны записи в вахтенном журнале позиционирования и судовом журнале;
(14) ежедневную проверку и подписание суточных записей в вахтенных журналах службы позиционирования и представление их на подпись капитану.
3. Начальник службы позиционирования распределяет в соответствии с настоящим Уставом все технические средства в заведование подчиненным лицам.
4. Начальник службы позиционирования имеет право самостоятельно выводить из действия технические средства позиционирования, если это не влияет на надежность режима позиционирования.
В случае необходимости вывода из действия технических средств позиционирования, в результате чего снижается надежность и безопасность удержания судна, начальник службы позиционирования должен предварительно получить на это разрешение капитана. В экстренных аварийных случаях, когда исключается возможность своевременного получения разрешения капитана, начальник службы позиционирования действует по своему усмотрению, докладывая капитану о принимаемых мерах.
5. Начальник службы позиционирования осуществляет контроль за соблюдением подчиненным персоналом технологической, производственной и трудовой дисциплины.
6. Если действия кого-либо из подчиненных угрожают выходом из строя технических средств позиционирования или срывом режима удержания, начальник службы позиционирования имеет право отстранить указанное лицо от исполнения обязанностей, доложив об этом капитану.
7. Начальник службы позиционирования обязан немедленно докладывать капитану о замеченных недостатках в работе технических средств позиционирования и о принятых мерах по их устранению.
8. До начала технологических работ начальник службы позиционирования, по согласованию с капитаном, должен определить предельные параметры окружающей среды (ветер, течение, волнение и т.п.) и норматив времени на аварийную отстыковку в зависимости от гидрометеоусловий и состояния технических средств позиционирования.