Действующий

Об утверждении Устава службы на морских судах Министерства газовой промышленности

Вахтенный механик

326. Вахтенный механик является начальником всей вахтенной службы механической установки и подчиняется непосредственно вахтенному помощнику капитана.

327. Вахтенный механик отвечает за надлежащее несение вахты в машинных помещениях, надлежащую работу всех технических средств и механической установки, обеспечивающих безопасность судна и его нормальную эксплуатацию, безопасную организацию работ с выполнением правил техники безопасности, пожаробезопасности в машинных помещениях.

Вахтенный механик не имеет права отлучаться с вахты без разрешения старшего механика, а в его отсутствие - второго механика.

328. На судах, имеющих знак автоматизации Регистра СССР А1, при управлении механической установкой с мостика вахтенный механик может находиться вне машинного помещения, но его место пребывания должно быть известно вахтенному помощнику капитана.

При плавании в сложных условиях вахтенный механик обязан находиться в машинном помещении в посту управления механической установкой.

При выходе из строя средств автоматизации по управлению механической установкой с мостика или когда средства автоматизации не обеспечивают надежную работу технических средств механической установки, устанавливается обычное вахтенное обслуживание.

329. Заступая на вахту, вахтенный механик обязан лично проверить состояние работающих технических средств механической установки (включая рулевую машину и рефрижераторную установку), получить от сдающего вахту механика необходимые сведения о способе управления главными двигателями механической установки, работе технических средств, проводимых работах и всех замечаниях, распоряжениях, переданных по вахте.

Сдающий вахту механик обязан довести указанные данные до сведения принимающего вахту механика.

330. Вахтенный механик обязан:

(01) соблюдать установленный режим работы технических средств, правила технической эксплуатации судовых технических средств, инструкции и указания старшего механика по обслуживанию;

(02) организовать надлежащее несение вахтенной службы и безопасную организацию работ в машинных помещениях;

(03) при обнаружении ненормальной работы технических средств или при угрозе их безопасной работе принимать соответствующие меры и докладывать старшему механику;

(04) контролировать выполнение работ по ремонту механической установки судовыми и береговыми специалистами, соблюдение ими правил техники безопасности и пожаробезопасности;

(05) следить за правильным и экономным расходованием во время вахты топлива, смазочных и других материалов;

(06) по распоряжению вахтенного помощника капитана производить прием, откачку и перекачку балласта, а также откачку воды из трюмных льял;

(07) следить за уровнем воды в льялах машинных помещений и с разрешения вахтенного помощника капитана производить откачку льяльных вод, не допуская загрязнения моря нефтепродуктами, следить за тем, чтобы загрязненная вода и мусор не удалялись за борт;

(08) обеспечивать постоянную готовность к действию средств борьбы за живучесть судна, в случае тревоги обеспечивать действие необходимых технических средств;

(09) обеспечить подачу электроэнергии и пара потребителям;

(10) вести машинный журнал в соответствии с правилами его ведения; на судах с автоматическим ведением машинного журнала контролировать работу фиксирующей аппаратуры, подписывать заполненные за вахту бланки и подшивать в журнал;

(11) обеспечивать поддержание должного порядка и чистоты в машинных помещениях;

(12) при уходе из машинного помещения сообщать вахтенному мотористу (машинисту) или вахтенному котельному машинисту о месте своего пребывания.

331. Пробные пуски и проворачивания главных двигателей после выполнения ремонтно-профилактических работ вахтенный механик имеет право производить с разрешения вахтенного помощника капитана, старшего механика и с ведома второго механика.

332. При возникновении сомнения во время несения вахты или при необходимости помощи вахтенный механик обязан доложить старшему механику. Присутствие старшего механика в машинном помещении не снимает с вахтенного механика ответственности за несение вахты до тех пор, пока старший механик не возьмет управление механической установкой на себя, что должно быть взаимно понято.

333. В случае необходимости остановить главный двигатель или изменить режим работы механизмов, заданный с мостика, вахтенный механик обязан доложить об этом вахтенному помощнику капитана и старшему механику.

334. При непосредственной угрозе аварии или опасности для жизни людей в машинных помещениях вахтенный механик имеет право остановить главный двигатель или любой другой механизм и немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана и старшему механику.

Если внезапная остановка главных двигателей или других механизмов грозит аварией судну, капитан (вахтенный помощник) имеет право потребовать продолжения работы главного двигателя и механизмов, принимая ответственность за последствия на себя; о приказании капитана (вахтенного помощника) в этом случае делается запись в машинном и судовом журнале.

335. При обнаружении пожара или поступлении внутрь корпуса судна забортной воды вахтенный механик обязан немедленно объявить тревогу и организовать тушение пожара или борьбу с водой, используя для этого все возможные и эффективные меры.

336. На судах, где не предусмотрено несение вахт электромеханиками и электриками, вахтенный механик обязан обеспечить управление всеми техническими средствами судового электрооборудования.