291. Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующих повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте.
Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными.
На всех судах, находящихся в эксплуатации, должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба.
На судах, выведенных из эксплуатации, порядок вахтенной службы устанавливается судовладельцем.
Вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами.
Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы - на старшего помощника капитана и старшего механика, а на судне, оборудованном системой позиционирования - и на начальника службы позиционирования.
(в ред. Приказа Мингазпрома СССР от 09.09.85 N 323/орг)
Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.
К вахте должны привлекаться лица, получившие соответствующий отдых.
292. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. Ходовые или стояночные вахты назначает капитан, исходя из конкретных обстоятельств. Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превышать 4 часов. Во время стоянки судна в порту или на рейде члены экипажа могут быть по распоряжению капитана оставлены на судне во внеурочное время (без выполнения основных работ) для обеспечения безопасности судна, в том числе противопожарной безопасности.
293. Вахтенная смена должна являться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств.
Лица командного состава являются на вахту не позднее чем за 10 минут до начала вахты. Очередная смена предупреждается о вступлении на вахту не позднее чем за 15 минут.
Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.
На стоянке список вахты вывешивается на доске у трапа.
294. Вахтенные должны быть в установленной для данного рода службы одежде (форме). Кроме того, вахтенный помощник капитана и вахтенный матрос при стоянке судна в порту должен иметь на левом рукаве нарукавную повязку с тремя полосами; общая ширина повязки 4,5 см, каждой полосы - 1,5 см.
Цвет полос:
для повязки вахтенного помощника капитана - синий, белый, синий;
для повязки вахтенного матроса - красный, белый, красный.
295. Без разрешения или приказания вышестоящего на вахте командира вахтенные не имеют права оставлять пост или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.
296. Вахтенные во время тревоги занимают свои места, предусмотренные расписанием по тревогам, только после передачи своего поста лицам, заступающим на вахту согласно расписанию по тревогам.
297. В течение вахты вахтенный помощник капитана, вахтенный механик, вахтенный электромеханик, вахтенный радиооператор, вахтенный оператор службы позиционирования и другие лица командного состава, несущие вахту, ведут необходимые записи, отражающие несение на судне вахтенной службы, а по окончании вахты вносят эти записи в соответствующие журналы согласно правилам их ведения.
(в ред. Приказа Мингазпрома СССР от 09.09.85 N 323/орг)
298. При стоянках в портах любое лицо судового экипажа, имеющее необходимую квалификацию, распоряжением капитана может привлекаться к несению вахты на судне после соответствующего отдыха и инструктажа.
299. Заступающие на вахту обязаны получить разрешение о заступлении на вахту у вахтенного командира.