304. При заступлении на вахту помощник капитана обязан:
(01) сверить компасный курс и общую поправку компаса с прокладкой на карте;
(02) ознакомиться по карте с районом плавания, навигационной обстановкой, а также с условиями и обстоятельствами плавания;
(03) проверить место судна по счислению на карте на момент приема вахты, сопоставить его с показаниями лага и последней обсервацией, при наличии возможности - самому определить место судна;
(04) выяснить действия ветра и течения на курс и скорость;
(05) проверить курс судна по гирокомпасу и магнитному компасу и его поправки, проверить скорость судна, поправку лага и соответствие работы главных двигателей механической установки заданному режиму;
(06) на судах с дистанционным управлением выяснить, как осуществляется управление главными двигателями механической установки в данный момент (с мостика или из машинного помещения);
(07) при управлении главными двигателями с мостика убедиться в исправном состоянии пульта управления и соответствии контролируемых параметров установленным нормам;
(08) убедиться в исправной работе технических средств судовождения;
(09) проверить отметку времени на ленте курсографа;
(10) убедиться, что его зрение адаптировалось к условиям видимости;
(11) в присутствии вахтенного помощника капитана, сдающего вахту, ознакомиться с окружающей обстановкой (берег, огни, суда), состоянием погоды и видимости, полученными прогнозами и штормовыми предупреждениями, а также со всеми распоряжениями, отданными капитаном в отношении плавания судна;
(12) убедиться в исправном действии ходовых огней;
(13) при выполнении маневра передача вахты не производится до момента, когда выполняемое действие будет полностью закончено.
305. Во время ходовой вахты вахтенный помощник капитана обязан:
(01) постоянно находиться на мостике и вести непрерывное наблюдение за окружающей обстановкой; пребывание его в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок для выполнения необходимой работы, связанной с исполнением его штурманских обязанностей, но перед этим он обязан лично убедиться, что это безопасно и что на период его отсутствия будет обеспечено надлежащее наблюдение;
(02) вести счисление пути судна. Использовать любую возможность для определения места судна навигационными, астрономическими и радиотехническими способами, выбирая наиболее подходящий в данных условиях;
(03) следит за исправным действием ходовых огней;
(04) каждый час и после каждого изменения курса сличать показания магнитного компаса с гирокомпасом и следить за точным удержанием судна на заданном курсе;
(05) контролировать работу технических средств судовождения и определять их поправки;
(06) при изменении гидрометеорологических условий, когда сохранение заданного курса становится небезопасным, когда в рассчитанное время не обнаружен берег, навигационный знак или произошло резкое изменение глубин, а также в случае неисправностей главного двигателя, рулевого устройства или какого-либо навигационного оборудования, при возникновении каких-либо сомнений немедленно докладывать капитану и действовать по его указанию.
Во всех перечисленных ситуациях вахтенный помощник капитана должен, если обстоятельства требуют этого, без промедления принять меры для обеспечения безопасности судна;
(07) с момента обнаружения другого судна, идущего на сближение, для расхождения с которым требуется принятие каких-либо мер, вести наблюдение за изменением пеленга и дистанции с целью определения элементов движения встречного судна, результаты докладывать капитану, а в случае появления опасности немедленно принимать меры, обеспечивающие безопасность судна;
(08) твердо знать маневренные возможности своего судна;
(09) перед наступлением тумана, дождя, снегопада и других атмосферных явлений, ограничивающих видимость, доложить капитану, перейти на ручное управление рулем, немедленно подготовить к действию и включить РЛС и навигационные огни, проверить устройства для подачи звуковых сигналов, выставить наблюдателя, предварительно проинструктировав его, предупредить вахтенного механика о возможных реверсах, сличить часы штурманской рубки и машинного помещения, сделать отметку времени на курсограмме, по возможности определить место судна, в дальнейшем руководствоваться МППСС и (или) местными правилами.
При внезапном ухудшении видимости одновременно с принятием перечисленных мер и до прибытия капитана на мостик руководствоваться МППСС и (или) местными правилами плавания;
(10) при подходе к берегу, узкостям, каналам, районам мелководья, опасным местам заблаговременно предупредить капитана и вахтенного механика, выставить на бак боцмана или матроса I класса, подготовить якоря к отдаче, при плавании в этих районах пользоваться картой самого крупного масштаба, охватывающей район плавания и откорректированной на основе самой последней информации;
(11) опознавать все встречающиеся знаки и другие средства навигационного ограждения;