(в ред. Приказа Мингазпрома СССР от 09.09.85 N 323/орг)
88. Капитан обязан требовать от своих помощников тщательного ведения счисления пути и определения места судна всеми доступными способами и средствами, обеспечивающими наибольшую точность, осуществляя контроль за качеством и своевременностью этих определений.
(статья 88 в ред. Приказа Мингазпрома СССР от 09.09.85 N 323/орг)
89. Назначая или изменяя курс и скорость, способ управления и режим работы главного двигателя, капитан обязан ставить об этом в известность вахтенного помощника.
Никто без ведома капитана не имеет права изменить назначенный им курс за исключением вахтенного помощника в условиях опасности, грозящей судну, людям и грузу, который немедленно докладывает о своих действиях капитану.
90. По вызову вахтенного помощника капитан обязан немедленно выйти на мостик и в случае неблагоприятных условий плавания находиться там до тех пор, пока это необходимо, независимо от времени суток.
91. Исключен. - Приказ Мингазпрома СССР от 09.09.85 N 323/орг.
92. Капитан обязан следить за всеми изменениями гидрометеорологической обстановки, требуя регулярного получения и доклада прогноза погоды и принимая все необходимые меры на случай шторма.
93. Капитан должен постоянно осуществлять контроль за получением навигационных извещений мореплавателям (ИМ) и навигационных предупреждений (НАВИП, НАВАРЕА, ПРИП) и другой информации об изменении навигационной обстановки, за своевременной корректурой карт, лоций и других пособий для плавания.
(в ред. Приказа Мингазпрома СССР от 09.09.85 N 323/орг)
94. При плавании в акваториях нефтегазопромыслов и разведок, подходе и швартовке к морским буровым и другим объектам, а также следовании в узкостях, прохождении проливов, каналов, рек, подходе к берегам и опасным местам, при плавании в условиях ограниченной видимости, при входе в порт и выходе из порта, во время швартовных операций капитан обязан находиться на мостике и лично управлять судном, принимать все меры предосторожности, имея машины готовыми к любому изменению хода, а якоря - к отдаче.
О подходе к указанным районам заблаговременно предупреждается вахтенный механик.
95. В зимнее время, приближаясь к порту, акватория которого покрыта льдом, или встречая лед в море, капитан должен действовать с максимальной осторожностью, чтобы не повредить корпус судна, винты и руль.
В случае проводки судна ледоколом капитан судна выполняет все распоряжения капитана ледокола и руководствуется правилами для судов, проводимых ледоколами через лед.
96. Заполнение, осушение балластных цистерн и перекачка воды и топлива из одной цистерны в другую производится только с разрешения капитана.
97. При плавании в районе обязательной лоцманской проводки, а также в затрудненных и незнакомых навигационных условиях капитан обязан взять лоцмана.
При прохождении районов, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан имеет право взять лоцмана, если найдет это необходимым.
Капитан обязан обеспечить безопасный прием лоцмана на борт судна и безопасную высадку его с судна. Приняв лоцмана на борт судна, капитан обязан сообщить ему необходимые для проводки данные о судне, ознакомить с особенностями управления судном, условиться о порядке подачи команд рулевому. Лоцману отводится на судне помещение, а также предоставляется питание за счет судна.
98. Наличие на судне лоцмана не снимает с капитана ответственности за управление судном во время лоцманской проводки.
Капитан обязан следить за безопасностью плавания судна, а в случае неправильных действий лоцмана - отстранить его от проводки судна, в дальнейшем осуществляя ее самостоятельно или потребовав замены лоцмана другим.
Уходя с мостика, капитан обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие.
99. В случае истощения на судне в открытом море жизненных припасов, в том числе неснижаемого запаса продовольствия, капитан вправе произвести с целью общего распределения реквизицию необходимого количества продовольствия, имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию находящегося на судне груза, могущего быть использованным для питания. О реквизиции составляется акт.
100. Капитан, получивший сигнал бедствия или обнаруживший в море терпящего бедствие человека, обязан, если он может это сделать без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, оказать ему помощь. За невыполнение настоящей статьи капитан несет установленную законом ответственность.
101. Капитан обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поисков только после того, как спасение окажется невозможным или поиски безрезультатными.
102. При оказании помощи терпящему бедствие судну капитан обязан принять все меры для спасения людей; меры по спасению судна, груза и другого имущества капитан может применять лишь с согласия капитана бедствующего судна, который должен подписать договор о спасении.
В случае, если капитан судна, терпящего бедствие, не может подписать договор о спасении по стихийным или другим обстоятельствам, капитан заручается его согласием на подписание договора при первой возможности, о чем делается соответствующая запись в судовом журнале.
103. При встрече с судном, покинутым экипажем, капитан обязан немедленно доложить об этом судовладельцу и в дальнейшем действовать по его указанию.
Капитан должен в судовом журнале записать координаты места обнаружения покинутого судна, а также известить о нем ближайший порт и другие суда.